Карта сайта

Примечания

13 Север Урала и даже самый его юг, т. е. места севернее Богословского округа и южнее Златоустовского, правда, доступны для начинателей, но начало всегда "медленно" само по себе, а тут и подавну, потому что надо начинать с дорог (водяных, трактовых и железных), так как их совсем нет. Тут "медленность" совершенно понятна.

14 Сколько сам сидел и слышал, вся она связана с порядками, бывшими лет сто сему назад, а вовсе не навеяна какими бы то ни было новомодными социалистическими утопиями, как кажется иным утопистам. Кончатся наделы, - да, справедливо, -все старое быльем порастет.

 

15 Но все же Уральская железная дорога обслуживает край, и ее местное значение год от года растет. Для доказательства привожу краткое извлечение из цифр, доставленных мне многоуважаемым А. М. Повалишиным, а именно сравнение 1888 с 1898 г.

16 Топливо жидкое и газовое - самое совершенное во всех отношениях - ныне не умеют еще применять к добыче железа прямо из руд в большом (заводском) виде, хотя в лабораториях легко можно получать железо этим путем и хотя попытки существуют разные, но до сих пор мало успешные: сперва надо добыть ныне чугун, а из него получать железо и сталь. Они подешевели бы еще и еще от открытия способов газовым топливом прямо получать их из руд, если бы газовые двигатели, действующие доменными газами, не дали нового исхода делу и не обещали крайнее удешевление и оплату большей части топлива, затрачиваемого при доменном производстве. Я полагаю, однако, что придет со временем опять пора искать способов прямого получения железа и стали из руд, обходя чугун, но теперь, пока газовые двигатели, действующие доменными газами, удовлетворяют интересам нашего времени.

17 Эти расчеты взяты по обычным современным нормам и при условии передела рядом с домной. Если чугун отвозится на передельный завод и окалина, огарки и проч. не возвращаются в домну, руды надо больше. В лучших же современных условиях и руды и топлива расходуется немного поменьше.

18 Пользующихся железными рудами и топливом рассматриваемой области.

19 Пока там не найдут каменных углей, руды то найдутся.

20 На Урале это так, но в Англии или Германии -не так. Там и теперь руд не хватает, а лет через 50, коли не ранее, наверное, повезется к ним наше, с Урала, железо, и мы будем ставить им цену железа.

21 Это простое и естественное следствие екибазтусских богатств уральцы упускают из вида. На мой взгляд, туда, на Екибазтус, много выгоднее везти руду, а оттуда увозить железо и сталь, чем везти кокс из Екибазтуса на Урал, так как и тут надо строить новые заводы, если дело идет об умножении добычи железа. Россия же с азиатскими краями поглотит и все донецкое, и все уральское, и все екибазтусское железо - давайте его только дешево. Это все многие упускают, а потому и считаю надобным говорить, хоть коротенько.

22 В куб. сажени всего 343 куб. фута, но из них 123 куб. фута (около 36%) должно счесть на пустоты, остающиеся между бревнами, при кладке и измерении куб. сажени дров.

23 Как химик и сельский хозяин знаю, что урожай лесов может (особенно на песках) уменьшаться от истощения почвы; но, во-первых, на горах идет и выветривание, добавляющее в почву истощаемые зольные начала, и, во-вторых, шлаки, заключая щелочи и прочие элементы золы, надо вывозить в леса, чтоб воротить в почву ее утраты. Придет впереди время, когда за лесом приглядят не меньше, чем ныне за пашней, станут и удобрять -где и чем надо. Ведь лес дает в год не меньше твердого, сухого растительного продукта, чем пашня. Еще лесу послужит будущее; леса с годами выгадают в уважении народов и стран.

24 От хода "рабочего" вопроса, от относительной цены золота, от направления политики и от возобновления блаженной памяти войн.

25 Мировой ценой я называю среднюю цену товара в море, на корабле - без цены, которую следует уплатить за доставку к порту. В ней, очевидно, нет ни пошлин, ни барышей всякого вида торговли.

26 Главнейший из моих дальнейших здесь выводов гласит: чугун на Урале должен быть дешевле, чем в остальной Европе. А если так, то придет свое время, когда его с Урала будет выгодно возить в Западную Европу, не в одну Европейскую Россию, но и в Западную Европу. Эта моя тема теперь кажется профессорским чудачеством, но я помню, что так говорили про меня, когда я в 60-х годах говорил о возможности вывоза русской нефти.., а потому пусть посмеются. И пути для вывоза хороши будут со временем: один через Котлас в Белое море, а другой - через Тавду и Тобольск в Обскую губу. А срок этому всему может быть сокращен до 10 лет, если ...все то скоро исполнится, что для этого надобно и исчислено далее. На Западе все в железном деле пойдет - и уже ныне пошло - на прибыль в ценах, а на Урале ("если...") все должно пойти на убыль. Только я бы не выпустил за границу русского чугуна, как прошу не выпускать "сырой" нефти, без пошлин, а советую отпускать сталью, рельсами. Оно выгоднее, а понимать надо зараныие и погонять к тому поскорее. 27 Из The Statesman's Year Book - (1899, p. 75), беру таблицу количеств и цен железных руд, примененных в Великобритании. Цена тонны своей руды обходится около 5 шилл. (т. е. пуд около 4 коп.), а привозной около 14 шилл. (пуд около 11 коп.), очевидно, что своя раза в два с лишком хуже по качеству и беднее по проценту металла. В 1897 г. действовало 380 домн, проплавлено 21,3 млн. т руды и получено 8,8 млн. т чугуна (тонна англ. 62,02 пуда), следовательно, средний выход менее 41 1/2%, а на Урале около 56%, разница громадная и целиком в пользу Урала, несмотря на ввоз испанских руд. В 13,8 млн. m руды, добытой в самой Англии, тот же источник (стр. 73) дает содержание 4,7 млн. т металла, т. е. всего 34%. Вот каковы руды Западной Европы. А так как в домнах переплавлено в этом (1897) году 21,3 млн. т, то, вычитая 6,0 млн. т привозных руд и 0,5 черляди ("purple-ore", огарков от обжига серного колчедана, применяемого для серной кислоты), получаем 14,8 млн. т местных руд (вероятно, часть запаса, добытого в 1896 г.). Полагая, что из них получено 34% чугуна, найдем, что местным рудам отвечает 5,0 млн. т чугуна из 8,8 полученных; разность, т. е. 3,8

млн. т чугуна, очевидно, отвечает 6,5 млн. т привозных руд (с подмесью черляди), откуда получаем, что они содержали около 59% железа. Это ясно показывает, что в большой массе испанские руды, которые и везутся в Англию (в 1897 г. действительно ввезено из Испании в Англию 5,1 млн. т тяжелых руд), содержат не более как те же 60% железа, что заключаются и в главнейших уральских месторождениях (Магнитная, Высокая и др.). Тут это обыденная вещь, там это заморская редкость. Цифры ведь говорят, не лукавят, и взял я английские же. Немецкие не беру, чтобы не усложнять дела, -они еще похуже.