Карта сайта

Без этих выходов сотни миллионов пудов железа ...

Без этих выходов сотни миллионов пудов железа Урала не сбыть в Европейской России. Промышленное воздействие России на центральные степи Азии и на всю Западную Сибирь должно совершиться не иначе, как через посредство Урала, и туда надо явиться с избытком готового и дешевого железа, так как без него ничего передового не создается. Поэтому пути сбыта уральскому железу на восток и на юг необходимо подготовлять не только для выгод самого Урала, но и для удовлетворения всей исторической роли России в Азии. О том, с чего здесь, по моему мнению, следует начинать, говорить много тут незачем, потому что прямые интересы топлива заставляют, как сказано далее, заботиться о железной дороге на Тобольск к Иртышу, идущему и в Китай, там еще судоходному, а интересы рудного дела на Урале заставляют меня далее говорить о необходимости железной дороги от Магнитной вдоль Урала, а эти линии и составят начало путей с Урала на восток и юг. Всего этого я касаюсь только вскользь, зная, что интересы быстрого роста Азиатской России и степных частей Азии и без меня всеми передовыми русскими поднимаются хорошо, а потому и у правительства всегда в виду. Но я не умолчал об этом, потому, что от нас в Азию проникнуть ближе всего через Урал, а наше влияние там требует, чтобы мы туда явились с массою железа хорошего и дешевого, каким может быть скорее всего одно уральское. Если за то время, пока будут строиться дороги и станет сильно возрастать уральская производительность, русский юг и русский центр так умножат свое железное производство (а это и возможно, и очень желательно), что с Урала в Европейскую Россию пойдет не 200 млн. пуд., как возможно теперь, а какая-нибудь сотня миллионов пудов, то железо, наверное, у нас сильно подешевеет, и уральское найдет себе большие сбыты на юг - к центру Азии и на восток - в Западную Сибирь. Нельзя требовать с уральцев, чтобы они не думали о будущей судьбе своего сбыта, а потому неизбежно позаботиться о дорогах на юг, юго-восток и восток от центрального Урала. Это принято мною во внимание, когда я обсуждал перечисленные далее четыре железных дороги, сейчас надобных Уралу, если от него спрашивается умножение производства и удешевление железа.

Эти четыре дороги назовем для краткости Тобольскою, Магнитною, Кыштымскою и Егоршинскою, потому что первые начнутся от Тобольска и от Магнитной горы, а две последние пройдут через Кыштым и через Егоршинские копи антрацитистого каменного угля. Их проведение обеспечит Уралу не столько новые пути сбыта готовых продуктов, сколько доставку и соперничество новых видов топлива и новых руд, идущих с юга. Если существующая ныне железная дорога от Кушвы (Благодати) до Челябинска идет почти с севера на юг, имея Урал с запада, то Магнитная дорога, пройдя в Пермь, на запад от Челябинской ветви, и Егоршинская дорога, пройдя через Ирбит и Каменский завод (где теперь есть уже часть предполагаемой дороги), могут также считаться идущими почти в меридиальном направлении, с юга на север, по обе стороны ныне существующей дороги. Вкрест к ним, почти по параллели, идет дорога от Перми на Тюмень. По тому же почти направлению с запада на восток пойдет Тобольская дорога, начинаясь у Кушвы и Верхотурья, и Кыштымская дорога, предполагаемая от Омска до встречи с Магнитною дорогою. Тобольская будет самою северною из западно-восточных, Пермь-Тюменская и Кыштымская следуют за нею, а Великая Сибирская будет самою южною из этих дорог, идущих почти по параллелям. Такая сеть искрестит Урал вдоль и поперек и, вследствие узловых встреч, вся сеть может снабжаться товарами со всех концов и во все направления. Южные углы ее будет натягивать Великая Сибирская дорога, северо-западный угол - Котласская дорога, а северо-восточный у Тобольска - громаднейшая система Оби и Иртыша. Размеры сети найдутся из того, что между Тобольском и Пермью около 900 верст, между Пермью и Магнитной около 600 верст и по Кыштымской линии от Магнитно-Пермской дороги до Омска около 700 верст. В сумме для четырех новых путей, мною считаемых, надо построить менее 2 тыс. верст.

Перечислю вкратце услуги, которые можно от них ждать. Тобольская железная дорога, начинаясь от Кушвы и пройдя через Верхотурье (на Туре) и Тавду, дойдет до Тобольска через казенные леса и может доставлять уральскому промыслу много лесного материала. Я уже упоминал не раз, что частная компания "Ермак" проектирует линию от Кушвы до Тобольска, но важность этого пути такова, что мне кажется ее следовало бы сделать и общедоступною, и твердо установленною помимо обстоятельств частной компании. Исторически важный, еще и ныне сохранивший свое первенствующее значение на системе Оби, Тобольск удален от всех железных путей, а потому как город, лежащий при впадении Тобола в Иртыш, недалеко от впадения его в Обь, сам по себе, по массе грузов (хлебных, рыбных и лесных) нуждается в прямой связи с сетью русских железных дорог. Но, помимо всего этого, указанная железная дорога чрезвычайно важна для Урала по той причине, что даст ему много топлива благодаря громадности бассейна Иртыша и Оби, где лежат неизмеримые массы лесов, и сама пройдет через казенные леса, следовательно, может доставить Уралу новые большие запасы топлива, например в виде древесного угля и кокса с верховьев Иртыша, что составит чрезвычайно важный ресурс - продажного топлива, могущего быть источником для основания новых железных заводов Урала.

Тюменская ветвь Уральской дороги никак не может выполнить той роли, которую будет иметь Тобольская железная дорога, потому что Тура маловодна и на ней грузы в несколько миллионов пудов ежегодно замерзают, да и путь во время навигации всегда завален избытками клади. Притом из богатой и обильной хлебом Западной Сибири (т. е. из Тобольской и Томской губерний, или из всего бассейна Оби и Иртыша) мало двух нынешних железнодорожных выходов (по Великой Сибирской дороге и по Тюменской) даже в настоящее время. Родившись в Тобольске и вновь увидев ныне его исключительно благоприятное географическое положение, я считаю соединение Тобольска с сетью русских железных дорог первейшим и настоятельнейшим способом для оживления всей Западной Сибири, для облегчения уже ныне перегруженной части Великой Сибирской дороги и для особого оживления уральской металлургии, а потому осмеливаюсь рекомендовать этот путь поставить на первую очередь. По Тобольской ветви с северного Урала пойдет много его железа в Сибирь - на систему Оби и Иртыша. А по направлению к Уралу, кроме всяких сибирских грузов, по этой дороге придет лес и древесный уголь, что даст доходы казне, так как тут все почти леса казенные. Этого тобольского лесного топлива хватит на многие десятки миллионов [пудов] нового железа, конечно, не сразу, а при постепенном развитии оборотов с лесом в этих тобольских краях, где березу и за лес не считают, потому только, что она ни на шпалы, ни на стройки не годится, - тут построят свои заводы.

Развития железных дел на северном Урале ждать нельзя, пока не будет проведена эта дорога. А она вызовет здесь сильное оживление предприимчивости. Магнитно-Пермская железная дорога. Если Тобольская железная дорога будет служить преимущественно для увеличения массы древесного топлива, доступного рудам Урала, то необходимо снабдить его и железною дорогою, подвозящею руду. Юг Урала явно богаче всех других частей Урала превосходными железными рудами. Весь же западный склон Урала сравнительно беден хорошими рудами, а обладает лесами, каменными углями и заводами. От горы Магнитной и от Комаровских рудников (богатство которых несметно) особенно полезен был бы (даже сверх предположенного пути на Челябинск) путь на Пермь через Белорецкий и Артинский заводы, потому что здесь на пути еще много лесов, и бакальская руда (так же, как и комаровская, при помощи подвозной ветви) могла бы отчасти поступать также на этот путь. Хотя он пройдет параллельно Екатеринбургско-Челябинской ветви, но обслужит западный склон Урала, ныне сравнительно мало деятельный, преимущественно по причине удаленности от главных центральных богатых уральских рудников. Притом ветвь эта даст новый выход некоторому избытку грузов, уже ныне заваливающих Челябинско-Уфимскую часть Великой Сибирской дороги и отвезет их прямо на север к Перми и далее - во всю Европейскую Россию. Омско-Кыштымская железная дорога. Для облегчения Великой Сибирской железной дороги круглый год и для сбыта разнородных товаров степной части Западной Сибири и Киргизские степи, а также и для оживления всей уральской деятельности был бы, по-видимому, полезен железнодорожный путь, уже не раз намечавшийся, от Омска через Кыштымский завод, не на Казань, как предлагалось, а только до встречи с вышеуказанною дорогою, соединяющей Магнитную гору с Пермью.