Карта сайта

Соответствие между ценой чугуна и данного вида железа или ...

Соответствие между ценой чугуна и данного вида железа или стали, например рельсов, так ясно всюду и всегда замечалось, так всем известно и так понятно из возможности передела чугуна на сталь - даже в Москве и Петербурге, что я мог бы и совершенно бросить мысль говорить о возможной в будущем расценке видов железа и стали, но мне кажется необходимым выяснить два обстоятельства, сюда относящиеся, которыми, сколько я слышал и видел, затемняют часто и с самых разнообразных сторон, начиная от биржевых и кончая официальными, правильность понимания железных дел. Надо именно выяснить прежде всего, что корень всего железного дела именно в чугуне, не только со стороны химической или технической, но и со стороны экономической, а то я слыхал не раз такие речи: "что нам чугун и его цена?, все дело в железе и стали, чугун не идет в жизнь, нужна сталь, а на нее (пуд), скажем, надо 1 1/4 (пуда) чугуна, и если чугун подешевеет на 20 коп., сталь подешевеет на 25 в пуде, а сбавлять надо с существующих цен стали куда больше".

Оно "кажется" резонным, но вот где тут ошибка. Подешеветь чугун может только при сочетании двух неизбежных условий: при разумном отношении ко всем подробностям производства и при его сильном возрастании. Нечего говорить о первом условии, а второе - исторически и экономически ясное - требует вложения в дело больших капиталов, полную организацию производства и сбыт переделочным заводам. А все это неизбежно приводит к тому, что, заводя громадное производство чугуна, непременно заводят рядом же и передел его в сталь и железо. А так как техника дела эту связь чугуна с переделом его скрепляет не только единством управления (от чего проистекает множество выгод прямо денежных), но и возможностью сильной экономии в людях, топливе и перевозке, то выходит так: разумность и экономия в увеличивающемся чугунном производстве должны повлечь за собою разумность и экономию в переделочном производстве. А так как для разумного и экономного передела необходимо приноравлять и специальные чугуны (например, марганцовый, кремнистый, зеркальный и т. д. и т. д.), то если чугун подешевеет - дешевеют сталь и железо неизбежно и сильно.

Поэтому ошибочно думать, что сталь подешевеет только на сумму удешевления чугуна; она подешевеет почти во столько же раз, во сколько упадет цена чугуна. В 1880 г. цена чугуна в Соединенных Штатах была за тонну (см. выше) 26 долл., в 1889 г. около 16 долл., а стальные рельсы, по тому же вышецитированному источнику (Ротвель, стр. 291), в 1880 г. стоили за тонну 49,2 долл., а в 1889 г. 31,6, т. е. стальные рельсы стоят почти в два раза дороже чугуна, как это замечается давно и везде. Ныне, т. е. в 1899 г., в Америке и Англии чугун к осени поднялся до уральской цены, а именно: в Соединенных Штатах до 23 1/2 долл. в Англии до 70-78 (смотря по сорту) шиллингов за тонну. Но и рельсы ныне стали стоить с пуда почти столько же, как на Урале. Чугун на Урале ныне стоит за пуд около 50-65 коп., а стальные рельсы около 1 руб. 15 коп. за пуд.31 Т. е. если чугун на Урале будет стоить около 30 коп. за пуд и его будет много, стальные рельсы будут там же стоить не дороже 65-70 коп. за пуд. Из техники улучшающегося бессемерования и производства этим путем стальных рельсов становится понятным самый механизм указанного отношения цены чугуна и стальных рельсов32. Если же эта первая сторона дела выясняется, то вторая напрашивается сама собою, вытекает как следствие из вышесказанного. Но, признаюсь, я боюсь сказать ее прямо, "чтобы гусей не раздразнить", я все же скажу, хоть и знаю, что на меня за то больно будут сердиться многие, противно тому утверждающие и защищающие.

Они говорят, в сущности, так: Урал с его рудниками и лесами совершенно наделен для производства чугуна, а железо и сталь надо делать не тут, а либо на Волге, где чудное (чистое и концентрированное) нефтяное топливо дешево, либо около столиц, где все иное под рукой. Эту мысль проводят и на деле новые сильные компанейские предприятия; ту же мысль не раз высказывали и по поводу казенных горных заводов, желая их сделать лишь производителями чугуна; ту же мысль облюбовали и теоретики, преклонившиеся зря принципу "разделения труда", а потому тут нельзя молчать, не предупреждать увлечения, считаемого мною не только просто ошибочным, но прямо пагубным, если мысль та обобщится к тому близкому для Урала времени, когда производство будет сильно расти. Для меня та мысль прежде всего -старообрядская, так ведь и было издавна не у нас одних, а повсюду: чугуноплавильное дело вели в одном месте, а железное - в другом. Это осталось и по сих пор в порядочном остатке на Урале.

Оно было полезно, но только тогда, когда там и тут нужны были свои водяные двигатели, а у запруд силы не хватало на τοπ другое дело, надо было дуть и в домну, и в. передельный горн мехами, приводимыми в движение водяною силою. Теперь это не так, даже вовсе иначе будет после того, как взрывные машины на доменных газах дадут довольно силы не только для доменного дутья, но и для прокатных машин. Нам на Урале надо все или почти все вновь строить и не следует повторять задов, а лучше сразу делать получше, чтобы опять лет через десять всего не перестраивать33. Но оставив даже эти взрывные машины, многие пугающие своим крайним новаторством, все же разлучать предел от домн нет никакого ныне резона, как видим из того уже, что все лучшие заводы в мире за все последнее время этого не делают, и как следует уже из того, что чугун из домны все же теряет кой-что при переделе, дает шлаковые массы, опять могущие как руда поступать в домны, и, главное, возможность в соединенном заводе экономить топливо и перевозку.

Но в технику дела я теперь не стану вдаваться уже ради того, чтобы быть ясным для многих до конца. Что же касается до недостаточности топлива на одном данном месте и до необходимости или желания дать заработок жителям как того округа, где делают чугун, так и того, где его переделывают на железо и сталь, то эти причины, действующие на Урале еще и ныне, исчезнут сами собой, когда часть топлива будет и туда, и сюда подвозиться железными дорогами издали и когда чугун и его переделку заведут и там, и тут: к домнам пристроят передел, а к передельному заводу свои домны, что мы и видим на Чусовском заводе. По отношению же к речам о прелестях нефти говорить много нечего: пусть их строят два-три завода для нефти, авось им хватит ее, хоть они и будут переплачивать за нее все больше и дороже. Дело не в этих хитроумных затеях, не в том десятке миллионов пудов железа, которые доставят начатые уже на Волге заводы, дело идет о сотне или сотнях миллионов пудов железа с Урала для них-то идеи о нефти, как топливе для получения железа совершенно не подходят, не говоря уже о том, что и все потребление нефти как обычного (а не особо исключительного) топлива есть дело временное (о чем писал не раз и повторяться не желаю), обосновывать же передельное дело стали и железа надо прочно, на несомненном топливе, каким и должно считать все вышеперечисленное уральское с подмогою из кузнецкого (судженского) и киргизского (екибазтусского) каменного угля. Заканчивая, замечу поборникам специализации, ратующим за отделение стали от чугуна, что я сам принадлежу к числу поклонников большой, разумной, необходимостью обусловленной специализации, а потому одни стальные заводы рекомендую основывать для рельс и балок, вообще для больших прокатных станков, другие - для мелких, третьи - для листов, четвертые - для машин, пятые - для снарядов и т. д., тогда и сталь подгонят к требованию по свойствам, словом, получатся от специализации выгоды разного рода, и приученные рабочие образуются; но это дело совершенно иное, сравнительно с отделением стали от чугуна, потому что...

Но, довольно. От старого еще можно поучиться кое-чему, а от такой новейшей "идейности", которая отделяет сталь от чугуна, ничему не научишься, ей самой надо еще... поучиться. Итак, чугун на Урале может сильно - вдвое даже - дешеветь, сталь и железо тоже. Ныне чугун стоит 45-65 коп. на Урале, в среднем 55 коп., может же доходить до 23-33 коп., среднее по 28 коп. за пуд. Рельсы теперь стоят там около 1 руб. 10 коп.- 1 руб. 20 коп. за пуд, а могут доходить до 60-80 коп. за пуд, если бессемерование34 станут также усердно изучать и вводить на Урале, как стали изучать мартенование. Листовое кровельное железо стоит теперь на Урале 2 руб. 10 коп.-2 руб. 50 коп. за пуд, а может доходить до 1 руб. 40 коп.-1 руб. 80 коп. Но этого не случится никоим образом, если чугун не подешевеет и если его количество во много раз не увеличится, если не про ведутся надобные железные дороги, если не устроятся земельные и крестьянские отношения и т. д. Без этой кучи "если" ничего сказать нельзя, и не обходиться в ответе на третий вопрос даже и не следует, потому что уже во втором из данных мне вопросов предусмотрительно поставлено, "если переработка руд достигнет возможного своего развития". Из всего вышеизложенного легко усмотреть, что, по моему мнению, удешевление железа, как и увеличение его производства, вполне возможно на Урале, но этого нельзя ждать, сохраняя современные отношения к делам этого рода и предоставляя частной промышленности находить самой должные выходы.