Карта сайта

В любительском кино автор сценария чаще всего ...

В любительском кино автор сценария чаще всего является и режиссером и оператором, поэтому, составляя сценарий будущего фильма, автор одновременно должен думать о том, как он будет снимать тот или иной сюжет. Современная любительская камера предоставляет кинолюбителю богатый выбор приемов для художественного отображения действительности: различные виды монтажа, определенная композиция кадра, ритм и звуковое сопровождение фильма.

Снимать фильм нужно прежде всего монтажно, т. е. кадры должны следовать один за другим в определенном порядке, при этом каждый кадр должен быть показан ровно столько, чтобы он дошел до зрителя, так как затянутость действия делает фильм скучным.

Между отдельными кадрами фильма должна существовать кинематографическая связь. Например, вы хотите показать, как утомительно дежурить в походе. Вы снимаете дежурного, который, щурясь от разъедающего глаза дыма, мешает варящуюся в ведрах пищу, подкла-Дывает в костер дрова, с тоской поглядывая на товарищей, купающихся в реке, собирающих ягоды. Так, методом параллельного, ассоциативного монтажа, чередуя кадры, показывающие дежурного и отдыхающих, вы добьетесь нужного эффекта.

Если вы хотите показать трудность перехода вброд горной реки, то, чередуя кадры общего и среднего плана перехода участниками бурного потока и кадры крупного плана, показывающие встревоженные лица оставшихся на берегу товарищей, вы тем самым усилите эмоциональное воздействие этой сцены на зрителя.

В других случаях для большего впечатления необходимо расчленить действие или явление. Предположим, вы хотите показать усталость участников на привале после особенно трудного участка пути. Вы расчленяете общую сцену привала на отдельные элементы: поднятые вверх на рюкзаки ноги, раскинутые в изнеможении руки, лица с закрытыми глазами. Такая сцена в совокупности с медленным и плавным переходом от одного предмета к другому позволит зрителям лучше ощутить те чувства, которые переживают участники похода.

Движение камеры также является важным творческим методом оператора. Оно должно быть строго оправдано сюжетом: поиски чего-то, акцентирование внимания (наплыв), непрерывное сопровождение, когда вы хотите показать, например, трудность движения по болоту и камера шаг за шагом следит за увязающими в трясине ногами, и пр.

Большое значение в кино имеет ритм. Используя параллельный монтаж и постепенно укорачивая до перебивки время кадров, показывающих крупным планом пенистые валы, бесстрашного человека, мчащегося по порогу на байдарке, и волнующихся на берегу товарищей, можно добиться большой художественной выразительности сцены прохождения порога.

Подобного же эффекта можно добиться, используя диссонанс ритма, когда короткие по времени кадры бешеных волн, бьющихся о скалы, сменяются продолжительными статическими кадрами твердо стоящего рулевого моторной лодки, идущей по порогу.

Заметно украсит фильм правильное использование фактора кинематографического времени и пространства. Снимая целящегося из ружья охотника и параллельно с ним беспечно прыгающего с ветки на ветку рябчика, можно растянуть кинематографическое время, заставить зрителя переживать за птицу. Правда, выстрел и падение мертвой птицы в данном случае будут не лучшим продолжением этой сцены, так как все симпатии зрителя будут не на стороне охотника. Поэтому неловкое движение, треск сучка под ногой охотника и последующий за этим кадр, когда испуганная птица улетает, будут смотреться с гораздо большим интересом.

Большое значение в кино имеют жесты и движения снимаемых. Очень часто в любительских фильмах можно заметить много ненужных движений и жестов: размахивание руками, бесцельное хождение и пр. В кино, ограниченном рамкой экрана, зритель в каждом жесте, в каждом движении хочет найти какое-то значение, поэтому любое движение, любой ι жест должны иметь смысл и быть оправданы. 

Методы и средства художественной выразительности кино неисчерпаемы. Свет, фон, ракурс, двойная экспозиций, покадровая съемка, например, распускающегося цветка или заходящего солнца и многое другое имеют большое значение для выразительности фильма. По следует учитывать, что даже простой наклон камеры или сокращение продолжительности кадров при параллельном монтаже создает у зрителя элемент неустойчивости, чувство напряженности и тревоги, поэтому использовать различные средства и методы нужно сознательно и, главное, в меру.