Карта сайта

На две почти равные части делит река ...

На две почти равные части делит река Кубена Харовский район, здесь же она набирает силу за счет своих многочисленных притоков. Один из ее притоков — река Катрома — берет начало из Катромского озера. У истока реки Катромы начинается водная часть предлагаемого маршрута.

Севернее Харовска есть железнодорожная станция Пундуга. Здесь нужно сойти с поезда. Можно остановиться в деревне Костимо в 1,5 км от станции, где, кстати, есть егерский пункт и можно выписать путевку на право охоты.

От деревни Костино до озера Катромского по лесной дороге около 6 км. Берега озера низкие и преимущественно топкие, поэтому стоянку можно устроить на островах в южной части озера.

Дальнейший маршрут проходит по рекам Катроме и Кубене. Примерно в километре от истока реки Катромы путь преграждают сваи заброшенной и разрушившейся от времени мельницы. Байдарки здесь приходится обносить по берегу. По маршруту могут встретиться также отдельные завалы. Ширина реки такая, что ее может «наглухо» перегородить упавшее дерево. Но километров через двадцать берега реки при впадении в Кубену заметно раздвигаются. И в этом месте хорошо устроить привал. Здесь неплохая рыбалка. Место глухое, никем не посещаемое. Весной поблизости глухариные тока.

Весь водный маршрут до окрестностей города Харовска имеет протяженность около 100 км и проходит большей частью по безлюдным местам. В километрах 25 от города, вдоль берега реки, тянется грунтовая дорога. Маршрут может быть продолжен по ней от Харовска еще километров на 100 до деревни Устье, после чего по реке Сухоне можно добраться до города Сокол или, продолжая движение вдоль западного берега Кубенского озера, выйти к деревне Кубенское, откуда до Вологды (35 км) доехать автобусом или попутной машиной.

И если вас привлекут эти места, то, право же, стоит остановиться хотя бы на день-другой в старинной, упоминающейся в летописи с 1147 года Вологде — ровеснице Москвы, чтобы полюбоваться выдающимися памятниками архитектуры: Софийским собором с фресками ярославских мастеров, ансамблем Архиерейского двора, церковью Иоанна Предтечи, Спасо-Прилуцким монастырем и другими творениями древних русских зодчих.

Скорей на тягу (фото В. Борздыко)

Скорей на тягу (фото В. Борздыко)

 

По реке Лемь-Ю

Левый приток Печоры река Лемь-ю берет свое начало недалеко от станции того же названия (на железнодорожной линии Москва — Воркута) и впадает в Печору в 60 километрах выше пристани Подчерье. На всем своем протяжении река течет по равнине, прорезанной высокими грядами. Крупных притоков у Лемь-ю нет, но в нее впадает много маленьких речек и ручьев, вытекающих из болот и небольших озер. В верхнем своем течении река неширокая и неглубокая, но вполне проходима для лодки или байдарки. Глубина реки различна: от 0,2 м на перекатах до 3 м на широких и тихих плёсах. По берегам много зарастающих стариц. Лемь-ю течет среди таежных хвойных и смешанных лесов с густым подлеском. В среднем и нижнем течении леса по берегам кое-где вырублены, но вырубки быстро зарастают. Крупных населенных пунктов вдоль реки нет, и лишь иногда встречаются селения в несколько домов.

Путешествие но Лемь-ю начинается от станции Лемью, однако вблизи железной дороги река еще недостаточно широка и глубока, чтобы по ней сразу же начать плавание. Поэтому нужно проехать 40—50 км по дороге, проходящей почти рядом с рекой, и уже оттуда начинать поход. Плыть по Лемь-ю на плоту не имеет смысла, так как течение во многих местах слишком медленное, а встречающиеся завалы сильно затруднят движение. Лодку на Лемь-ю приобрести негде, поэтому лучше всего воспользоваться привезенной разборной байдаркой: она имеет довольно быстрый ход и при необходимости ее можно обнести по берегу.

Основной недостаток в путешествии по реке — молевой сплав леса в низовьях, но количество сплавляемых бревен невелико и сплав проводится весной и ранним летом.

Берега реки почти на всем своем протяжении удобны для стоянки. Встречающиеся низменные участки берега заболочены, но противоположный берег почти везде высокий и сухой.