Карта сайта

Любителям попариться хорошо знакомо состояние ...

Любителям попариться хорошо знакомо состояние истомы, какое охватывает человека после парилки. А после пяти минут родоновых ванн начинает кружиться голова и больше высидеть нельзя, хотя вода всего лишь теплая. Врача не было, и, не зная дозировки, мы не стали злоупотреблять ваннами.

Берег в Хакусах пологий, песчаный, замусоренный выносами после штормов. Выносит шторм и рыбу. А медведи выходят на берег и собирают ее. Очень часто мы замечали совсем свежие медвежьи следы.

Однажды мы вышли из тайги на каменистую осыпь, каких много в этих местах. Вдруг слышим какой-то стук. Будто камень покатился. Потом опять. И опять. Стали осторожно проходить. Да поскользнулся кто-то, посыпались камни. За валунами мелькнула голова медведя. И вот он уже улепетывает. Подходим. Разрыта яма. Все ясно: косолапый разворотил бурундучью нору, хотел добраться до запасов кедровых орехов, да мы помешали.

Пробыли в Хакусах еще три дня. Но отпуск подходил к концу, и мы с сожалением распрощались с Байкалом.

Η. Попов

ПО ПОРОГАМ ХАМСАРЫ И БИИ-ХЕМА

Разнообразны природные и климатические условия нашей страны. Любой ее уголок имеет свою неповторимую красоту, но все же у каждого любителя природы — .туриста, охотника, рыболова — есть свои заветные места, о которых он мечтает в длинные зимние вечера, для них составляет бесчисленные варианты маршрутов, готовит снаряжение и спасти.

Я люблю таежные горные реки Урала и Сибири. Путешествия по таким рекам на лодке или плоту связаны с некоторым риском, романтикой и приключениями. Смена впечатлений, встречи с интересными людьми, хорошие условия для рыбной ловли и охоты, сбор ягод и грибов делают отдых увлекательным и спортивным. Особенно привлекательны и живописны таежные реки Алтая и Саян.

Последний свой маршрут мы проложили по рекам Хамсаре и Бий-Хему (Большому Енисею), между Восточными и Западными Саянами.

Поселок Хамсара, куда мы прибыли в начале августа, расположен среди гор и тайги на левом берегу одноименной реки в 240 километрах северо-восточнее Кызыла.

Нас было шестеро — двое из Москвы и четверо из Абакана. Увесистые рюкзаки, палатки, спальные мешки, рыболовные снасти, охотничьи принадлежности и довольно большой экипаж требовали отнестись к выбору лодки с большим вниманием. Хамсаринские лодки длиной 9—11 метров довольно вместительны, устойчивы на воде и маневренны при движении с мотором. Мы приобрели такую лодку в промхозе поселка, но на ремонт и подготовку ее к походу ушло два дня. Нам пришлось полностью проконопатить и просмолить днище и борта, изготовить уключины, весла, банки и настил для вещей.

Наконец все готово, и можно отплывать. Кто-то из местных жителей рассказал нам, что хариус может служить отличным барометром: если он кровоточит при несильном ударе по голове, то погода ухудшится. В правдивости этой приметы мы убедились в день начала нашего путешествия.

Река Хамсара

С утра моросило. Только после обеда, несмотря на продолжающийся дождь, решили отплывать — хотелось поскорее начать походную жизнь и рыбную ловлю. Дождь то затихал, то усиливался, поэтому, пройдя километров десять, уже основательно промокшие, мы остановились на ночлег. К вечеру дождь прекратился, ветер стих и до самой темноты на реке раздавались характерные всплески хариусов. Вскоре закипела первая настоящая уха. На западе просветлело, выше гор появилась освещенная заходящим солнцем полоска голубого неба.

С наступлением темноты снова заморосил дождь, и наш первый ночлег в тайге сопровождался стуком падающих на крышу палаток капель воды.