Карта сайта

РЕКА В ПЛЕНУ - часть 8 - Тяжеловоз-буксир сигналит электроходу ...

Тяжеловоз-буксир сигналит электроходу:

— Убавь ход! Раскачаешь мои груженные солью баржи! — И тревожно, отрывисто свистит несколько раз.

Капитан переводит ход судна на «средний» и потом на «тихий». С палубы дизель-электрохода, когда он обгоняет буксир, кажется, что тяжеловоз стоит на одном месте. Фонтан золотисто-красных искр сыплется из труб тяжело пыхтящего парохода. Скоро он остается позади, скрываясь в темноте.

— Полный! — дается сигнал в управление судном.

Вдали, на воде, загораются новые огоньки и долетают отрывистые свистки — предупреждения быстро идущему дизель-электроходу.

Волга, получив выход в Черное море после постройки Волго-Донского канала, стала величайшей водной магистралью страны. Она связала все внутренние области Поволжья с внешним миром. С постройкой Волго-Донского канала стала возможной перевозка грузов с Волги в порты всех морей и океанов «прямым путем».

Теперь не надо тратить ни времени, ни сил, ни средств на перегрузку товаров на промежуточных пунктах. Можно посылать соль из Владимировки, что стоит на левом берегу Волги, до места назначения водным путем без «перевалки», как говорят волгари.

Правда, еще лет полтораста назад баскунчакскую соль возили на Украину тоже без перегрузки! Но как?

Начать с того, что два века с лишним назад украинцев сняли с родных хуторов и отправили на Волгу для охраны сторожевой линии русского государства от Камышина к Дону. Очень сильно тогда напирали на Нижневолжский край крымские татары.

Добрались переселенцы на своих волах до Волги, построили хаты, побелили их по своему обычаю мелом. Молодежь стала нести службу в Черкасском полку и пахать землю, степную целину. А старики разведали через местных жителей о соленом озере Эльтон, что лежит в степи против Дубовки.

В те времена нужда в соли была очень большая. Пермскую каменную соль тогда еще мало добывали из недр земли. А сивашская соль была не наша, ею владели крымские татары.

Разузнали украинцы, что соль из озера местные старожилы выбирают лопатами, выкладывают ее на берег и промывают, чтобы она потеряла горечь. Но как вывезти соль с Эльтона на Волгу?

Обратились к казахам. Те наотрез отказались помочь:

— Мы народ кочевой, телег у нас нет, лошади наши в упряжке не ходят. Да и вообще это дело нам не с руки!

Тогда написали в столицу. Оттуда пришло много времени спустя сообщение, что на Волгу переселяется из Черниговской и Харьковской губерний одна тысяча душ с семьями и скотом. Поселяются они на вечное жительство и будут возить соль.

Когда приехали переселенцы, то служилые люди рассчитали число верст от Эльтона до пристани на Волге. Затем разделили все расстояние на «перемены» — сколько можно волам пройти без корма и водопоя. Вышло пять перемен. На каждой перемене врыли в песок большой столб и написали на нем: «Здесь быть селению». Так и поселились украинцы среди степи на волжских берегах, основав здесь большие слободы.

Один из солевозных трактов пошел прямо на север, от Эльтонского озера к Покровской слободе, против Саратова. Другой — на северо-запад от озера на Николаевскую слободу на Волгу. Оттуда соль перевозили паромом через реку, на село Красный Яр, расположенное на реке Медведице. Дальше тракт шел вдоль этой реки, к торговому селу Добринке, а от него — на Елань и Балашов в губернские города Тамбов и Харьков.

Еще возили соль «чумаки». Так в то время называли извозчиков на волах. Они возили соль на Камышин паромом через Волгу, а там уже на волах по Донской земле на Украину.

Пара круторогих быков медленно тащила фуру с солью по гладкой степи. Кругом низкая полынь и серо-зеленая лебеда. Одиноко чернел колодезный столб на солевозном тракте.

Рядом с фурами, груженными комьями серой соли, шагали чумаки-солевозы. Шли почти все босиком, одетые в белые рубахи, заправленные в широкие шаровары, затянутые узким ремнем на поясе. На головах у всех, несмотря на сорокаградусную жару, высокие бараньи шапки. Подбородки у чумаков выбриты, а из-под длинных усов почти у каждого дымилась коротенькая трубка-люлька.

Скрипели колеса обоза в несколько сотен пар быков. Конец его терялся далеко в пыльной мгле степи. Шли молча. Короткий отдых у водопоя бывал не часто. До него надо было идти часов восемь или девять.

Много лет приволжские украинцы чумачили, перевозя соль с Волги на Украину. Летом, задыхаясь от жары, обманываясь миражами пустыни, а осенью и весной, кутаясь в кожухи от резкого ветра, пронизывающего путников леденящим холодом.