Карта сайта

ВОЛГА-РЕКА - часть 5 - Проходит 10—15 минут ...

Проходит 10—15 минут, глубина делается больше. Голос вахтенного звучит веселее. Наконец перекат пройден. Глубина — около 2 метров. И матрос, правнук бурлака, кричит:

— Под табак!

И еще немного спустя, когда шест уже не достает дна, говорит:

— Не маячит!

Бурлацкое словцо «под табак» означало, что наметка хотя и достает дно, но глубина уже перешла за полтора метра.

Великий русский художник И. Е. Репин показал нам бурлацкий труд на Волге. Его знаменитая картина была на выставках в России и за рубежом и везде имела исключительный успех.

Смотришь на нее и видишь, как наяву, чудный весенний день на Волге. На широкой блещущей под солнцем реке — тяжелая барка. На корме стоит грузный хозяин купец, а по берегу, согнувшись чуть не до земли, ползут босые, в нищем рубище бурлаки. Несчастные рабы тяжкого труда тащат груженое судно вверх по реке против быстрого течения,

Когда русские воеводы, посланные царем Иваном Васильевичем Грозным, заняли Астрахань, князья и татарские мирзы присягнули вместе с народом на том, что им русскому царю служить «прямо и полон русский весь отдати, откуда он ни веден и в которой ни буди орда куплена».

Кроме того, татары обещались посылать в Москву ежегодно «сорок тысяч алтын и три тысячи рублей», а великокняжеские рыболовы получили право ловить рыбу от Казани до моря «безданно и безъявочно».

Понемногу завязалась торговля русских купцов с восточными торговыми людьми — «гостями». В Астрахань приезжали бухарцы, персы, армяне, татары, кумыки, торговцы из Индии и другие иностранцы. Сюда же стали приезжать и московские гости.

Здесь была главная торговля Руси с заморскими странами Востока. Русские везли драгоценные собольи меха и шкурки рыси, горностая, куницы. Покупали они золотые и серебряные парчи, ковры, шелк-сырец, рубины, бирюзу, жемчуг, закаленные в Персии клинки, шелковые ткани, окрашенные в разные цвета.

Потребовалось рыбу, соль, кожу и разные заморские товары отправлять по Волге через Нижний Новгород в Москву.

Тогда в Астрахани начали снаряжать струги и расшивы — плоскодонные, деревянные парусные суда.

Расшива — быстроходное грузовое судно, с острым носом и кормой. Поднимала она до 500 тонн всякого товара. В 1635 году на пятнадцати стругах было отправлено из Астрахани в Нижний 100 тысяч рыб и миллион пудов соли.

Стругом в старое время назывались такие суда, которые служили для путешествия важных лиц. Струги для них строились с небольшими каютами.

В 1722 году Петр I ездил на струге из Москвы по Москве-реке и Оке в Нижний Новгород, а оттуда по Волге в Астрахань. Струг, на котором путешествовал царь, имел восемнадцать гребцов, два паруса и назывался «Москворецкий струг».

Из Астрахани, пока дул попутный «низовый» ветер с моря, судно обычно шло под парусами. А как только начинался встречный «верховый» ветер, то бурлаки тянули барку бечевой.

Если берег случался отмелый и чистый, то можно было подвигаться против течения километров по десяти за сутки. Но как только начинался обрывистый берег, люди сейчас же бросали лямки: тянуть бечевой нельзя, негде идти вдоль заплеска. Тогда с барки спускали в лодку самый тяжелый якорь. Завозили его далеко вперед по реке, во всю длину толстого пенькового каната, и бросали якорь на дно. А сами возвращались на барку и, взявшись за канат, привязанный к якорю, подтягивали барку вверх по реке на несколько метров. Снова забрасывали якорь и снова подтягивали барку, но подвигалось судно вперед очень медленно, за день на один километр, не больше.

Так двигали барку по реке до тех пор, пока не подует попутный ветер или пока не доберутся до ровного берега, где опять можно тащить судно бечевой.

На такую каторжную работу охотников нашлось бы немного. Однако жить в зависимости от помещика было еще тяжелее. Как же избавиться от тяжкой доли?

Беги на Волгу!