Карта сайта

ВЕЛИКОЕ ХРАНИЛИЩЕ ВОД - часть 7 - В наше время дизель-электроходы ...

В наше время дизель-электроходы, рефрижераторы теплоходы, самоходные баржи — весь волжский флот строится с расчетом на плавание при высокой волне водохранилищ. Осадка этих судов во много раз больше той, какую имеют старые волжские пароходы. Соответственно возрастает грузоподъемность судов и увеличивается пропускная способность всех причалов волжских городов на берегах водохранилищ.

Волновой режим водохранилищ совершенно другой, чем на Волге-реке. При сильном шторме волна, подгоняемая ветром, поднимается на высоту двух-трех метров. Вода в шторм плещет на стекла кают идущего судна и даже на его верхнюю палубу. Громадные продольные волны заглядывают на корму дизель-электрохода.

Но в залах и каютах судна жизнь идет так же, как где-нибудь на берегу, в доме отдыха. Пассажиры играют в домино и шахматы. Одни заканчивают завтрак, другие с интересом смотрят сквозь зеркальные стекла каюты на безбрежное море, где вздымаются крутые волны, порожденные свежим ветром.

И только если шторм усилится до «крепкого», капитан прикажет повернуть к берегу. Судно, лавируя среди разъяренных волн, войдет в ближайший порт-убежище.

Порт, как огромный полукруглый пруд, занимает несколько километров площади. Высокие железобетонные волноломы защищают его от разрушительных действий волн и течений. В обширной гавани, удобной для стоянки судов, укрываются от шторма плоты. Около передних причалов выгружают баржи, пришедшие в порт накануне.

Под защитой мола, на каменной набережной установлены в две линии портальные краны. За ними располагаются длинные товарные склады. Груды уральского железа, автомашины, тракторы лежат на площадке, прикрытые брезентом. Баржи-самоходки выстроились вдоль западного причала. В складах хранятся толстые тюки различных тканей, стоят сотни электромоторов, сельскохозяйственные машины, ящики и бочки с рыбой. У восточного причала ждут своей очереди тяжелые баржи с заволжской пшеницей, рожью, мукой, а позади причала, под железным навесом, как ядра старинных пушек, составлены сотни бочек с крымскими, кавказскими, донскими винами. За волноломом, мощным сооружением из железобетона, остановились огромные лесовозы, около которых моторные рыболовные боты кажутся маленькими лодочками.

Порт — надежное убежище для всех судов, в особенности для рыболовных. Ведь в порту можно не только укрыться от бури, но и сдать свой улов на рыбный завод, находящийся тут же на берегу. Сотни ботов приходят в порт, становятся около каменного мола и выгружают живую рыбу в электротележки, которые тотчас отвозят улов на холодильник, расположенный рядом с портом.

Тысячи тонн груза в сутки выгружаются и нагружаются на суда в порту. Широко раскрывается палуба пришедшей из Рыбинска самоходной баржи. Подъемный электрический кран, установленный на подвижном портале, медленно подкатывается по бетонному причалу к барже. Механизаторы порта, крановщики, осторожно устанавливают стальную стрелу крана над трюмом судна и спускают в него крюк.

Тяжелый груз — турбина или трансформатор — аккуратно и прочно обвязывается стропом и потом зацепляется крюком. По сигналу: «Подъем!» — стрела крана медленно поднимается. Когда груз окажется над причалом, крановщик плавно поворачивает стрелу и без стука опускает груз на приготовленное место.

Причальная линия порта — это массивная длинная стена из железобетона. Будучи значительно выше самого высокого уровня воды водохранилища, стена причала никогда не затопляется. В нескольких местах этой вертикальной стены ходит подъемный лифт. Он опускается с самоходными тележками непосредственно в грузовые проходы. Трюмные машины накладывают груз на тележки, лифт поднимает их на причал, и отсюда самоходные тележки развозят груз на склады.