Карта сайта

В ВЕРХОВЬЯХ - часть 6 - Такие случаи заставляли ...

Такие случаи заставляли пароходчиков задуматься, каким топливом заменить дрова. Кроме того, для волжского флота того времени не стало хватать древесного топлива. Ведь лес был также необходим для построек и для отопления городов, сел и деревень, особенно низовья и Донской области. А наше речное пароходство продолжало-развиваться и обогнало в этом отношении Западную Европу.

Выручила бакинская нефть. Из нее в 70-х годах XIX века начали получать бензин, керосин, а остатки — «мазут» — пошли в топки пароходных котлов, которые пришлось переделывать под нефть. Сначала дело шло туго. Нефть, когда она лилась большой струей, очень плохо горела, не давала сильного жара.

Позднее был сконструирован прибор по сжиганию нефти — форсунка, который разбрызгивает нефть, проходящую вместе с паром через небольшие отверстия. Пар захватывает с собой нефть и брызгами летит в топку парохода. Нефть, смешавшись с кислородом воздуха, горит ярким пламенем, как огненный сноп.

Потом стали проектировать такой пароход, чтобы груза он брал много, пассажиров человек двести — триста и скорость хода имел не меньше двадцати километров в час. Конечно, если бы Волга везде имела глубину не менее пяти метров, то задача была бы простая. Но, на беду, на Волге было много перекатов, а глубина на них в межень — 70 — 75 сантиметров.

Как же тут быть?

Обратились тогда к сормовичам. Здесь всегда умели рассудить, что и как надо сделать. Решили построить пароход нового образца — плоскодонный, длинный, широкий, с малой осадкой.

И вот в Сормове спустили на воду первый двухтрубный пароход нового типа. На нем, блестя масляной краской, выделялось четкое название — «Переворот». Поднимал этот пароход 800 тонн груза. Сначала к таким пароходам пробовали приделывать колеса сзади, а не с Ооков. Думали сберечь побольше места для грузов. Не подошло — тихоходами оказались. Тогда решили опять ставить колеса с боков, сделали к ним подвижные плицы — лопасти, позднее применили гребные винты. Вышли пароходы на славу.

Начали судовладельцы переделывать старые пароходы и заказывать новые, отлично приспособленные для плавания по Волге.

Когда был изобретен «дизель» — двигатель внутреннего сгорания — сормовичи ухватились за ценное изобретение. В дизеле топливо, вводимое вместе с воздухом, горит внутри самих рабочих цилиндров, газы расширяются и двигают поршень. Это движение передается коленчатому валу. Так как топливо горит внутри машины, то и называют ее «двигатель внутреннего сгорания», а суда с дизель-машинами зовут «теплоходами».

Сормовичи давно построили первый в мире нефтеналивной теплоход и выпустили баржи-«новннки». Эти баржи принимали до 1000 тонн груза и оказались необычайно легки на ходу. Со стапелей «Красного Сормова» недавно сошли новые речные ледоколы. Благодаря особому устройству корпуса такой ледокол не может быть поврежден льдами. Он разбивает лед и тем удлиняет навигационное время на водохранилищах и на Волге.

Сормовские верфи строят баржи с дизелями в кормовой части, поднимающие 2000 тонн груза и идущие со скоростью пассажирского парохода. Спускаются со стапелей комфортабельные дизель-электроходы. При их постройке сормовичами учтены условия плавания на морях-водохранилищах. Пассажиры на электроходах не страдают от качки, потому что даже крутая и короткая волна при шторме в десять баллов не сможет сильно раскачать такое судно. Уже спущены на воду буксиры-толкачи. Такой буксир не тащит баржи за собой, а толкает их перед собой. Сам толкач находится в попутном потоке воды, который образуется от барж, идущих впереди. Это позволило увеличить намного скорость хода буксира и улучшило управление всем караваном.

Мощный, в 1200 лошадиных сил толкач водит зараз по 8 барж соскоростью не меньше 5 километров в час.

Вся наша промышленность быстро развивается, и недалеко то время, когда создадутся ядерные силовые установки и на волжском транспорте будет применена атомная энергия.

Перед Горьким все чаще попадаются навстречу пассажирские теплоходы, дизель-электроходы, баржи-само-ходки. То и дело юркие катера — речные трамваи — суетливо пересекают Волгу, развозя жителей старинного волжского города по окрестным селениям и заводам.

Бежала бы Волга на юг, к Каспию, да «сбила» ее, как говорили старожилы-волгари, с правильного пути река Ока. Подошла она к Волге и повернула ее на восток.

Слились обе реки, сошлись углом два берега — волжский и окский. На высоком холме правого берега Волги был построен город.

Сведующие люди передавали, что Суздальский князь Юрий Всеволодович, основав этот город, назвал его Новгород. Волгари же на вопрос: «Откуда вы?» Всегда отвечали: «Мы с Нижнего Новгорода».

Такой ответ указывал местоположение их города, чтобы спрашивающий не спутал его с другим, древним Новгородом, который стоит недалеко от верховья Волги.

Нижний Новгород и великая река всегда были взаимно связаны. Создание обороны этого города вначале его существования, колонизация русскими Поволжья, начало торговли с Востоком и развитие промышленности — все это обязано в значительной мере тому, что Нижний был основан на Волге.

Нижегородцы часто плавали на плоскодонных гребных и парусных стругах по Волге, постепенно заселяя окрестные удобные пустоши.