Карта сайта

ИСТОРИЯ СУДАКА (Часть 5 - ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ)

О связи Руси с Сурожем свидетельствуют произведения древнерусского поэтического творчества. В былинах

южнорусского цикла наряду с русскими действуют сурож-ские богатыри. Один из них — Чурило Пленкович, герой былины «Чурило и князь Владимир». Он живет уже не в самом Суроже, а «пониже малого Киевца», и сам киевский князь Владимир ездит к нему в гости.

Упоминание о Суроже мы находим и в замечательном произведении древнерусского эпоса — «Слове о полку Игореве». «Див1 кличет на вершине дерева, велит послушать земле незнаемой, Волге и Поморью2, и Посулью3, и Сурожу...»


1 Див — лесной демон, леший.
2 Поморье — Азовское побережье.
3 Посулье — земли по реке Суле, левому притоку Днепра.

Исторические источники говорят о постоянных торговых связях между Сурожем и Киевской Русью с XI по XIV век, а с северными русскими княжествами — с XIII века. В русских летописях мы нередко встречаем сообщения о русско-сурожских торговых связях.

Особенно расширились взаимные торговые связи Руси и Сурожа с образованием Московского великого княжества. «Сурожским» в русских летописях в XIV веке называется не только Азовское, но и Черное море. С XIV века в летописях часто упоминаются сурожские «торговые гости» (купцы).

Дмитрий Донской, отправляясь в поход против Мамая, взял сурожских купцов с собой, чтобы, в случае победы над татарами, они как очевидцы битвы разнесли русскую славу по всем землям, по которым путешествуют. С другой стороны, князь взял их как переводчиков, на случай, если придется вести с татарами мирные переговоры.

Не только сурожские купцы путешествовали по Руси с товарами, но и русские привозили в Сурож свои товары, главным образом меха, охотничьих соколов, холст, мед, воск, пеньку, зерно, а обратно возвращались с сукном, шелком, бархатом, драгоценными камнями, оружием, пряностями. С установлением торговых связей Московского государства с Западной Европой московские купцы возили в Сурож английские и французские сукна.

Постоянство и прочность этих торговых отношений подтверждаются и тем, что очень многие русские навсегда обосновались в Суроже и большом торговом городе Сол-хате (Старый Крым), а затем в генуэзской Кафе (Феодосии).

С XIV века «сурожанами» стали называть не только купцов из Сурожа, но и русских, торговавших с Сурожем и через него — с Крымом и Заморьем. Купцы-сурожане были наиболее видными среди московского купечества. Жили купцы-сурожане и в Новгороде, где они, как и в Москве, принадлежали к верхушке купечества.

В течение г:скольких столетий после окончательного прекращения торге ли Руси с Крымом имя Сурожа продолжало оставаться в народной памяти. Так, близ Москвы существовали поселение Сурожик и Сурожская волость. Вплоть до начала XX века ряд товаров в России носил название «суровских», а во многих городах были «суровские» торговые ряды и «суровские» гостиные дворы. Суровскими товарами считались шелковые, бумажные и легкие шерстяные ткани.

ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОЕ НАШЕСТВИЕ

В конце первой четверти XIII века огромные полчища татаро-монголов вторглись из Средней Азии в Восточную Европу, разрушая города и села, уничтожая их защитников, уводя в рабство население.

Разгромив половцев в поволжских и причерноморских степях, татаро-монголы нахлынули в Крым в самом нача-

ле 1223 года и прежде всего напали на Судак, слава о богатствах которого дошла до них.

27 января 1223 года Судак был взят, о чем свидетельствует греческая летописная запись.

Арабский писатель Ибн-ал-Асир так рассказывает об этом событии: «Татары пошли в земли алан и кыпчаков, совершивши с ними великий бой, поразили их и отправились в наибольший город кыпчаков, то есть в город Судак, в котором чрезвычайно много товаров, одежд, бобровых и беличьих мехов. Придя к Судаку, татары овладели им, а жители разбрелись...» Ибн-ал-Асир говорит, что из Судака бежало много русских, одни на Русь, другие — на южное побережье Черного моря.

Встретив упорное сопротивление русских в первой же битве на реке Калке, татаро-монгольские полчища ушли обратно в глубь Азии. Спустя тринадцать лет они снова двинулись в поход на запад. Русь подверглась их нашествию в 1237—1239 годах, а в самом конце 1239 года они вновь появились в Крыму и захватили Судак. Второе нашествие носило длительный характер. Крым с этого времени вошел в качестве улуса (провинции) в состав Золотой Орды.

Уже после первого нашествия торговля в Судаке приостановилась.

В 1249 году татаро-монгольский гарнизон по невыясненной причине покинул Судак. По-видимому, прямая оккупация города завоевателями была заменена взиманием дани. При татарах он пользовался самоуправлением, во главе которого по-прежнему стояли севасты. Преобладающим населением в Судаке в это время были греки. Французский посол Рубрук, ехавший к хану Золотой Орды Батыю, писал, что, высадившись в Судаке в мае 1253 года, он не застал там городских начальников, которые еще зимой поехали к Батыю с данью.