Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники (Часть 14 - Антаблемент и аттик представляли собой ...)

Антаблемент и аттик представляли собой, по существу, гигантский ящик, составленный из чугунных досок, укрепленных на каркасе.

Перед нами пример остроумного решения технической задачи, которое должно быть отнесено к заслугам инженера Кларка в содружестве со Стасовым.

Карнизы антаблемента и аттика выполнены из медных листов и укреплены сверх чугунных досок, как и фигуры гениев, блестящее исполнение которых нельзя не отметить. Мягкость форм и грация фигур гениев с гербами губерний России превосходно раскрывают существо изображений. Их сочный рельеф, несомненно, рассчитан на восприятие издалека и соответствует ярко выраженному пластическому характеру сооружения с глубокими каннелюрами колонн и сильным карнизом. Восемь групп трофеев собраны из отдельных элементов на чугунных стержнях и укреплены раскосами на чугунных же основаниях. Их композиция, принадлежавшая мысли Стасова, превосходна в выполнении скульптора Орловского. Своей живописностью трофеи оживляют строгость сооружения. Московские ворота — единственный в своем роде и для своего времени пример архитектурного сооружения, целиком исполненного из металла, и представляют собой образец сборного строительства, поражающего точностью изготовления и пригонки всех элементов. Ничего подобного по грандиозности целого сооружения из чугуна в то время в Европе еще создано не было.1 Это произведение имеет особенную ценность как образец высокого уровня инженерно-технического искусства России первой половины XIX века. Ворота были торжественно открыты 16 октября 1838 года. В ознаменование этого была выбита бронзовая восьмиугольная медаль работы Губе с изображением ворот, текстом посвятительной надписи и годами закладки и открытия.


1 Его, как уникальное сооружение, привел французский архитектор Шарль Экк в своей книге об инженерных металлических конструкциях, изданной в Париже в 1841 году.

Разборка ворот в 1936 году мотивировалась транспортной напряженностью магистрали и была большой градостроительной ошибкой. Правда, тогда же имелось в виду восстановить их в другом месте, в частности в намечаемом тогда парке на Московском шоссе (ныне Московский парк Победы). Однако это сделано не было, а позднее появились другие предложения, в частности профессора В. А. Витман, высказавшегося за восстановление ворот на прежнем месте. По этому вопросу он писал: «Удаление Московских ворот было крупной градостроительной ошибкой. Правильно будет поставить ворота на свое место и, тем самым, вернуть площади ее значение в архитектуре города».1 Имея в виду заявление представителей Инспекции по охране памятников Ленинграда о сохранности необходимых для восстановления частей, Исполком Ленгорсовета в мае 1956 года принял решение о восстановлении Московских триумфальных ворот на прежнем месте.


1 «Архитектура и строительство Ленинграда». Сборник семнадцатый, ГИЛСА, Л,—М., 1952, стр. 7.

Восстановлены только самые ворота. Все окружение в наши дни стало иным: граница города отодвинулась далеко на юг, проспект застроен высокими домами; поэтому восстановление прежнего ансамбля полностью практически невозможно.

Восстановленные ворота разделяют проспект на два отрезка и вносят оживление в его монотонную протяженность. Имея в виду сохранившееся смысловое и художественное значение триумфальных ворот Стасова, очевидно стоит дальнейшая задача реконструкции нынешнего ар-хитектурного окружения, которое вместе с воротами должно составить качественно новый городской ансамбль. Здесь сооружена станция второй очереди метро, которой присвоено наименование «Московские ворота».

В заключение можно вспомнить монумент Победы, сооруженный в 1886 году на Измайловском проспекте перед Троицким собором по проекту инженера С. М. Житкова и архитектора Д. И. Гримма. Он_ напоминал о русско-турецкой войне 1877—1878 годов. Памятник в виде коринфской колонны был сложен из трофейных пушек с фигурой Победы наверху (скульптура по модели Шварца). Его окружали турецкие пушки, расставленные по полукругу. Как малохудожественный, памятник снесен в 1930-х годах.

* * *

Большой национальный опыт в деле создания мемориальных триумфальных памятников русской славы является замечательной основой для решения аналогичных новых задач в наши дни. Широта и размах нашей советской жизни не позволяют замыкаться на исторических образцах, а требуют творческого дерзания и поисков новых архитектурных образов. Много уже в этой области сделано и еще больше предстоит сделать, но это является новой увлекательной темой, которой должна быть посвящена специальная работа