Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники (Часть 12 - События разворачивались примерно следующим ...)

События разворачивались примерно следующим образом: объявив недействительным Гюлистанский договор 1813 года, закреплявший за Россией Закавказье и господство на Каспийском море, Персия в 1826 году начала войну против России. Армянский народ, ожидая от России освобождения от персидского ига, оказал поддержку русским войскам. В 1828 году Персия капитулировала, и вся персидская часть Армении перешла к России, что имело большое значение для коренного населения, установившего прочные связи с русским народом. Россия получила также контрибуцию и право держать на Каспийском море военный флот.

Вслед за этим была развязана война с Турцией, тоже закончившаяся полной победой России. Блестящий успех обеих кампаний явился серьезным политическим поводом для того, чтобы ознаменовать его сооружением триумфальных ворот в столице, у Московской заставы. В 1831 году два архитектора, А. К. Кавос и В. П. Стасов, представили проекты триумфального оформления заставы. Предложение Кавоса по общей мысли было интересным. Посредине круглой площади он устанавливал два обелиска, один — в честь крымской, другой — в честь турецкой кампаний. Въезд в город оформлялся трехпро-летной триумфальной аркой, а по окружности площади размещалось семь павильонов. Сложный проект Кавоса предусматривал разновеликие отдельные сооружения, объединить которые в одно целое было трудно.

Более приемлемым оказался стасовский проект, претерпевший с 1827 года некоторые изменения. Он приобрел реалистическую масштабность. Двадцатиколонные ворота в первом варианте Стасов переделал в двена-дцатиколонные, пятипролетные, с выделением по ширине среднего проезда. Дело о постройке ворот вступило в реальную фазу в 1832 году.

Следовало уточнить расположение предполагаемых у границы города ворот, что было существенно, поскольку здесь проходила Лиговка и началась прокладка второго обводного канала. Стасов, как автор проекта, и инженер П. П. Базен, как председатель Комитета для строений и гидравлических работ, приняли решение возводить их сразу за Литовским каналом. Десятого января 1834 года Стасов представил на выбор два варианта проекта с воротами шириной в 34 и 30 метров. За основу был принят больший вариант. Необходимые средства на постройку чугунных ворот, одного павильона кордегардии,1 ограды и на реконструкцию моста через Литовский канал по смете определились в сумме чуть более 825 тысяч рублей на срок четыре года. Вопрос о второй симметричной кордегардии, в соответствии с проектным замыслом, был положительно решен несколько позже. Однако проект не получил окончательного утверждения до проверки его на месте в деревянном макете в натуральную величину, который имел «вид с передней стороны предполагаемых ворот из чугуна». Изучение макета заставило внести в проект поправки. В частности, была несколько увеличена ширина среднего пролета. Кроме того, Стасов счел необходимым в пропорциях облегчить все перекрытие, которое несут колонны.


1 Помещение для военного караула. В. И. Пилявский

В конечном варианте, утвержденном 20 апреля 1834 года, ворота имели размеры в 23,2 метра высоты и 36,02 метра ширины. В исполнении ворот главную роль играл казенный санкт-петербургский Александровский чугунолитейный завод, на который были возложены все работы.

Замысел Стасова прост и величествен. Шоссе у въезда в город преграждала мощная дорическая колоннада, художественной решеткой объединенная в один ансамбль с симметричными павильонами и мостом через Лиговку. Архитектура выдержана в крупных массах, причем кордегардии слегка напоминали крепостные сооружения.

Проектируя ворота, Стасов исходил от античных образцов, в частности Пропилей в афинском Акрополе. Он это подтверждал сам, указывая, что его проект «состоит из подражания Афинским Пропилеям того же ордера, но без фронтонов с аттикою для надписей, заключающихся между трофеев. Среднее расстояние колонн будет для разъезда двух экипажей по 4 лошади, рядом впряженных, два боковые —для обозов, а крайние к углам—для пешеходов. По сторонам площади с двумя кордегардиями, имеющими впадающие перистили, между углов образующих башенки по подражанию военной архитектуры. Вся площадь ограничена будет решетками при рвах».1


1 ГПБ СЩ, отд. рукоп. Собрание П. JI. Вакселя, № 4U7, лл. 3, 4.

Сравнивая с упомянутыми Пропилеями Московские ворота, легко видеть, что они представляют собой вполне самостоятельное произведение Стасова. Зодчий с замечательным мастерством претворил исходную идею Пропилей в оригинальной форме, сохранив в принципе дорическую колоннаду с неравными пятью пролетами. Размер и разработка композиции в деталях —все имеет своеобразие, подсказанное местоположением и назначением постройки, масштабом и архитектурными традициями Петербурга. Если высота колонн западного портика Пропилей— 8,81 метра, то высота колонн ворот — почти 15 метров, т. е. больше в 1,7 раза. Их пропорции характерны простыми отношениями: колонны— 1 : 6, антаблемент меньше колонн в З,5 раза, а аттик — почти в 5 раз.

Идейная выразительность подчеркивалась не только величественностью сооружения, но и изобразительными аллегорическими элементами в виде барельефов.

Стасов представил на завод в крупном масштабе чертежи деталей верхней части ворот и выполнил чертежи в натуральную величину—шаблоны колонны, капители, антаблемента, карнизов, софитов, плафонов. Всю техническую часть по разработке креплений и соединений частей он возлагал на завод.