Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники (Часть 8 - Проект предусматривал у подножья мощных пилонов ...)

Проект предусматривал у подножья мощных пилонов фигуры русских витязей (их исполнили скульпторы С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский), над аркой — фигуры летящих Слав (И. Леппе), на карнизе — статуи Побед (Н. А. Токарев и М. К- Крылов) и на самом верху — колесницу с упряжкой коней (С. С. Пименов и П. К. Клодт). За счет экономии удалось выполнить скульптурную группу все же из шести коней.

Протестуя против покраски масляной краской, Комитет указывал, что особенность ворот— медная их одежда, подобно чему «никогда еще не бывало, следственно они будут первые и единственные в своем роде».1 В действительности был сохранен золотистый естественный цвет медных листов, для чего ворота были покрыты прозрачным масляным вареным лаком.


1 ЦГИАЛ, ф. 789, on. 1, 1824. д. Ill, ч. II, Журнал № 34 от 5 августа 1830 года.

Окрашены же в серо-зеленый цвет они были спустя много лет, при ремонтах. На этом фоне ныне четко выделяются золоченые надписи: посвящение памятника гвардии, название ряда городов и пунктов — Кульм, Лейпциг, Бородино, Тарутино, М. Ярославец, Красное, Фер-Шампенуаз и Париж, — у которых прославленные гвардейские полки, тоже поименованные на фасадах Триумфальных ворот, одержали важнейшие победы. Ворота были торжественно открыты 17 августа 1834 года. К этому дню была выбита медаль работы Ф. П. Толстого с их изображением.

Триумфальные ворота тогда стояли на небольшой площади и возвышались почти на 28 метров среди низких строений.

С тех пор все вокруг переменилось, и все же, рядом с Дворцом культуры имени А. М. Горького, шестиэтажными жилыми домами и павильоном станции метро, арка сохранила свое господствующее значение и по-прежнему является величественным сооружением.

Во время Великой Отечественной войны фронт проходил в нескольких километрах от ворот и они были сильно повреждены. Однако реставрация, которую осуществили Центральные научно-реставрационные мастерские, позволила памятник полностью восстановить.1


1 По указанию Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда, при реставрации на фасаде была изменена надпись с датой закладки: вместо 17 августа 1827 года написано 26 августа 1827 года.

Эпические образы воинов у устоев арки, торжественно-спокойные фигуры Побед на карнизе, летящие Славы над аркой и, наконец, колесница Славы с шестеркой мчащихся коней наверху — блестяще раскрывают тему высокого триумфа России, одержавшей всемирно-историческую победу в 1812—1814 годах. Идеологическая выразительность памятника усилена его высокими художественными качествами, отличной прорисовкой всех скульптурных и архитектурных форм и ясными пропорциями. Колонны, коринфского ордера, образующие двухколонные портики с трех сторон каждого устоя, способствуют пластичной выразительности сооружения, особенно эффектного под лучами солнца.1


1. Структура античных зданий нашла художественное выражение в ордерах, состоящих из колонн, поставленных на пьедестал и несущих перекрытие — антаблемент. Обычно антаблемент состоит из главной балки, или архитрава, на котором лежит фриз, увенчанный карнизом. Иногда выше карниза выводилась невысокая стеночка — аттик, закрывающая кровлю. Колонна опирается на базу и венчается капителью, на которой лежит архитрав. Часто колонны покрываются вертикальными желобками — каннелюрами. В Греции применялись три ордера: дорический, с простой капителью в форме круглой подушки, ионический, со спиральными волютами в капители, и коринфский, наиболее стройный, с капителью в виде корзинки из листьев. Римляне применяли также простейший тосканский и сложный или композитный ордера. Группа колонн возле здания, чаще всего у входа, называется портиком. Двор, окруженный колоннами, называется перистилем. Эти архитектурные элементы применяются до сих пор и сохранили свои названия.

Весьма значительным памятником Отечественной войны 1812 года являлся ансамбль Триумфальной арки, созданный по проекту архитектора О. И. Бове у Тверской заставы, у въезда в Москву со стороны Петербурга.

На месте старой Тверской заставы в 1829—1834 годах возник архитектурный ансамбль, состоящий из величественной арки и двух симметричных купольных павильонов, соединенных с воротами художественной чугунной решеткой. Небольшая полуовальная въездная площадь у ворот начинала важнейшую городскую магистраль — Тверскую улицу. Ворота были выложены из белого камня, на фоне которого четкими силуэтами рисовались темные чугунные колонны и бронзовые фигуры, отлитые по моделям И. П. Витали и И. Т. Тимофеева. Как и на петербургских воротах, скульптуры и здесь подчеркивали триумфальный смысл памятника. Барельефы изображали бой у Кремлевской стены — единоборство русского воина и поверженного француза — и освобождение России, представленной в образе женщины.

Ворота в Москве по своей композиции были очень близки петербургской Триумфальной арке. Это была тоже однопролетная арка с двухколонными коринфскими портиками и фигурами воинов по сторонам проезда. Высокий аттик завершала колесница Славы, обращенная в сторону Петербургской дороги.

При коренной реконструкции Москвы в 1930-х годах Триумфальные ворота сохранить было невозможно. Их разобрали, а скульптурные фрагменты, в частности колесница Славы и воины, выставлены в парке Музея архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР. Сейчас уместно поднять вопрос о восстановлении этого превосходного памятника национальной истории.

Триумфальные ворота в память Отечественной войны были сооружены и в Царском Селе (теперь город Пушкин). Это чугунные ворота в виде строгой колоннады дорического ордера, стоящие на Садовой улице (ныне ул. Комсомола). Триумфальное назначение их отражает посвятительная надпись на русском и французском языках, обращенная к соратникам в войне 1812—1814 годов: «Любезным моим служивцам».