Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники (Часть 5 - Памятник высотой свыше 15 метров ...)

Памятник высотой свыше 15 метров был выполнен из-кременчугского гранита и металла; бронзовое убранство отливал скульптор В. Г1. Якимов по моделям академика Ф. Ф. Щадрина под наблюдением профессоров Академии художеств. Строительством памятника руководил архитектор Амвросиев.

Открытие монумента состоялось 27 июня 1811 года. Современники приняли и оценили новое сооружение как «памятник триумфа военного могущества Российской державы», который в веках закреплял славу русского оружия, прославлял героизм солдат, победивших в беспримерной битве под Полтавой в 1709 году.

Триумфальная колонна расположена в центре круглой городской площади и замыкает перспективы восьми радиальных улиц. Спокойная архитектура окружающих площадь общественных зданий со строгими портиками подчеркивает значение памятника, представляющего' собой прекрасный пример раскрытия образа и идейного содержания средствами архитектуры и декоративной скульптуры.

Первая победа молодого русского галерного флота над шведскими морскими силами у полуострова Гангут (ныне Ханко) в 1714 году была отмечена торжественным вводом в Неву пленных вражеских судов и постройкой (вероятно, по проекту архитектора Д. Трезини) на Троицкой площади (площадь Революции) триумфальных ворот.

В память гангутской победы и другой славной морской битвы у острова Гренгам в Петербурге была выстроена в 1735—1736 годах существующая и теперь Пантелеймоновская церковь. Когда-то она входила в комплекс построек так называемой «Партикулярной верфи», сооруженной архитектором И. К. Коробовым. Несмотря на поздние переделки, здание сохранило черты, свойственные петербургской архитектуре первой трети XVIII века, — композиционную ясность и сдержанность декоративного убранства.

Заключительный этап Северной войны — Ништадтский мир, обеспечивший России навечно выход к Балтийскому морю, — в 1721 году был отмечен с особым торжеством. В Москве по проектам архитекторов Г. И. Устинова и И. П. Зарудного были воздвигнуты четверо триумфальных ворот: у Казанского собора на Красной площади, на Тверской (ул. Горького) и Мясницкой (Кировская ул.) улицах и на Чистых Прудах (не сохранились) .

Замечательным триумфальным памятником Северной войны является Большой каскад в Петродворце. Перед дворцом разворачивается грандиозная и феерическая фонтанная композиция. Множество струй и каскадов воды с шумом падают по широким лестницам в бассейн, где на замшелой скале высится фигура легендарного Самсона, раздирающего пасть льва, из которой стремительно вырывается на большую высоту столб воды.

Ансамбль создан в начале 1720-х годов и, по замыслу Петра Первого, посвящен триумфу России в борьбе со шведами за выход страны к морю. Первоначальная свинцовая группа Самсона и льва заменена в 1802 году бронзовой, отлитой по модели ваятеля М. И. Козловского. Она была похищена и уничтожена гитлеровскими войсками в период оккупации Петродворца в годы Великой Отечественной войны. Возвышающаяся ныне бронзовая группа точно воспроизводит прежнюю и выполнена скульптором В. Л. Симоновым в 1947 году. Фигура Самсона олицетворяет Россию, а пораженный лев — Швецию, в гербе которой имеется его изображение.

В этом памятнике был впервые в России найден совершенно новый прием решения триумфальных сооружений. Парадная композиция каскада, расположенного на склоне, у подножья величественного дворца, поражает смелостью и широтой своего размаха. Её выразительность усиливают бесчисленные струи и каскады фонтанов, сверкание которых дополняет блеск позолоченных статуй, все вместе составляющих беспримерное произведение синтетического искусства (зодчества, скульптуры, садово-паркового и фонтанного дела). Это один из самых выдающихся памятников, нагляднее и сильнее других запечатлевший отечественный триумф в Северной войне.

* * *

Историческая победа русского народа в Отечественной войне 1812 года запечатлена в ряде монументальных и превосходных по своей художественной ценности триумфальных памятников.

Прежде всего о великой победе напоминает бывший Казанский собор (теперь Музей истории религии Академии наук СССР). Это здание сооружалось как культовое, без преднамеренной связи с военными событиями. Однако ход истории предопределил превращение его в памятник Отечественной войны. Выдающееся произведение зодчества было задумано и осуществлено гениальным архитектором, инженером и художником А. Н. Воронихиным. Не останавливаясь на архитектурных особенностях здания, отметим здесь его мемориальную сущность.

В процессе строительства собора Воронихин, как известно, значительно расширил первоначальный замысел. Он запроектировал вторую — южную колоннаду, подобно той, которая осуществлена со стороны Невского-проспекта, и перед главным входом — с запада — площадь, охваченную чугунной решеткой. Южная колоннада-и южная площадь остались неосуществленными. Причиной этого в значительной степени была начавшаяся Отечественная война, а также смерть Воронихина.

В 1813 году в соборе был погребен М. И. Кутузов — великий русский полководец, возглавивший борьбу с наполеоновской армией. Вслед за тем в соборе были размещены военные трофеи.

Собор стал памятником героической эпопеи 1812 года, и это его значение позднее было усилено постановкой двух памятников фельдмаршалам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли. Высоко оценивая градостроительный замысел Воронихина, уже после смерти зодчего, в 1814 году, архитектор В. П. Стасов представил императору докладную записку, обосновав целесообразность сооружения южной колоннады собора предложением под ее сенью установить монументы «в память достойных мужей или всего воинства, стяжавших щастие быть полезными государю и отечеству и в бранях положившими за них веру и живот свой».1


1. Государственная публичная библиотека имени Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ГПБ СЩ), отд. рукоп. F—XIII—23, л. 150.