Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники (Часть 4 - Реставрационные работы, произведенные в ...)

Реставрационные работы, произведенные в 1951 — 1952 годах, вернули воротам чистоту форм и приблизили к первоначальному виду. Воспроизводящие не сохранившуюся даже в изображениях триумфальную арку в Нарве, Петровские ворота имеют большое историческое и художественное значение, как единственный памятник, донесший до наших дней особенности монументально-декоративного характера первых в России триумфальных сооружений.

Известно, что вслед за Нарвскими воротами при Петре I сооружались и другие постройки, отмечавшие военные успехи русской армии в Северной войне. Блестящая победа под Полтавой 27 июня 1709 года была широко отпразднована как в Петербурге, так и в Москве. К встрече войска, разгромившего сильнейшую в Европе шведскую армию, на пути его следования москвичи выстроили семь триумфальных ворот. Они представляли собой пышные архитектурные композиции, щедро оснащенные скульптурой и декоративной живописью, трофеями и надписями. На воротах, возведенных «Еллино-славяно-латинской» академией, было такое обилие картин на сюжеты из античных мифов и столько аллегорических надписей, что для их объяснений потребовалось выпустить книгу «Политиколепная апофеозис достохваль-ныя храбрости всероссийского Геркулеса» объемом в 173 страницы. Выстроенные из недолговечных материалов, ворота вскоре были разобраны. Представление о них дает лишь гравюра А. И. Зубова (1711 год), на которой изображен торжественный въезд Петра в Москву и четверо (из семи) триумфальных ворот, воздвигнутых по этому поводу.

Некоторые из этих ворот были выстроены по рисункам выдающегося архитектора И. П. Зарудного, о мастерстве которого можно судить по резным иконостасам в Петропавловском соборе в Ленинграде и Преображенском соборе в Таллине. Первый из них в особенности по характеру композиции напоминает триумфальное сооружение и свидетельствует нам о безвозвратно утраченных московских триумфальных арках.

В Петербурге в честь Полтавской победы сооружается деревянная церковь, на месте которой в 1728—1740 годах был выстроен каменный собор, названный Сампсо-гниевским, в память дня разгрома шведов под Полтавой (27 июня, день Сампсония). Это произведение — по-видимому, архитектора Д. 'Грезини, — монументально и выразительно. Расположенный вблизи разветвления рек Невы и Невки, собор господствовал на широком пространстве среди невысокой застройки Выборгской стороны. В настоящее время бывший собор бережно сохраняется, как памятник архитектуры, имеющий историческое значение.

Место, где развернулось историческое сражение под Полтавой, Петр дважды приказывал отметить монументом в форме пирамиды. Он писал в 1723 году, чтобы «в память на полях полтавских в пристойном месте, где та баталия была, сделать пирамид каменный».1 Однако вместо пирамиды при жизни Петра был сооружен лишь небольшой обелиск с изображением на барельефе эпизода Полтавской битвы. К столетию исторической битвы горожане Полтавы решили возвести два памятника: пирамиду— на поле брани и обелиск — в городе.


1 «Полное собрание законов» (ПСЗ), т. IV, 3728.

Однако практически был осуществлен лишь один монумент— триумфальная колонна Славы, установленная на городской площади. Первоначальные проекты памятника составил архитектор М. Амвросиев, который представил на утверждение два варианта колонны с военными принадлежностями у подножья и фигурой орла на вершине. Однако утвержден был проект, составленный архитектором Тома де Томоном, строившим в это время в столице ряд крупных зданий. Проект Томона развивал композиционную идею Амвросиева, но имел неоспоримые художественные преимущества.

«Так как эта колонна, — писал сам автор, — является триумфальным памятником, воздвигнутым в честь Петра Великого в ознаменование весьма славного и великого события его царствования, я поставил своей задачей придать всей этой композиции оригинальный и, так сказать, личный характер ее героя и его триумфа. Здесь использован дух простых, но четких аллегорий. Колонна сделана из литого железа, из четырех кусков, и, чтобы скрыть скрепы, каждый шов покрыт венком: первый шов покрыт венком из лавров и пальмовых веток, второй — только из лавров, а третий — из дубовых листьев. Промежуток между венками занят связками (пучками) оружия. Капитель образована из больших пальмовых листьев, w наверху возвышается цоколь, который держит полусферу. На этой полусфере развертывается орел, держащий в своих когтях молнии войны, и в клюве лавровый венок. Направо и налево возвышаются трофеи в греческом вкусе, и все окружено решеткой, перекладиной которой являются мечи в греческом стиле, с острием, воткнутым: в землю, — символ покоя после победы. Основание представляет из себя маленькую крепость, ощетинившуюся-теми же пушками, которые служили для сражения. Они: кажутся базой всего этого памятника».1


1. Recueil des Plans et Facades par Thomas de Thomon, p. 22—23..