Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники (Часть 3 - Первые в России триумфальные ворота ...)

Первые в России триумфальные ворота были выстроены при Петре I в связи с военными успехами, достигнутыми в процессе решения важнейшей для жизни страны задачи — выхода к морю. Первая победа — взятие Азова в 1696 году—была отмечена в Москве очень торжественно. Столица встречала возвращающиеся войска у триумфальных ворот, выстроенных мастером Иваном Салтановым «с товарищи» у въезда на Каменный мост со стороны Замоскворечья. Две громадные статуи — Геркулеса и Марса — поддерживали свод ворот, под которым чуть ли не целый день следовало шествие победителей. «Никогда Москва не видела такой великолепной церемонии», — писал командующий флотом в Азовской кампании Ф. Я. Лефорт в письме за границу.

Но особенно важным для судьбы России был исход Северной войны за овладение берегами Балтики.

«Ни одна великая нация, —- писал Карл Маркс в своей работе «Секретная дипломатия XVIII века», — не существовала и не могла существовать в таком удалении от всех морей, в каком пребывала вначале империя Петра Великого. . . ни одна великая нация никогда не мирилась с тем, чтобы ее морские побережья и устья ее рек были от нее оторваны. . . Россия не могла оставить в руках шведов устье Невы, которое являлось естественным выходом для сбыта продукции».1 Эта проблема в результате Северней войны и была решена в начале XVIII века. России был обеспечен морской выход в мир и тем самым возможность экономического развития.


1 Цит. по «Истории СССР», т. 1, Госполитиздат, 1947, стр. 546..

После овладения берегами Невы и основания Санкт-Петербурга русские войска заняли Нарву. В честь этой победы архитектор Доменико Трезини в 1704 году выстроил в Нарве деревянные триумфальные ворота.

Спустя несколько лет, в 1707 году, Петр поручил главному инспектору строительных работ в Санкт-Петербурге У. А. Синявину возвести в Петропавловской крепости ворота, распорядившись их «делать подобные Нарвским». И эти ворота в крепости Трезини выстроил деревянными. Как пишет один иностранец, посетивший Петербург в 1710 году, «ворота были очень красивой резной работы». В 1717—1718 годах архитектор Трезини заново воспроизвел их в камне, по возможности сохранив их прежний вид. На каменные ворота он перенес большую часть прежнего деревянного скульптурного убранства, из которого доныне сохранился лишь большой барельеф над аркой, изображающий библейскую сцену: «низвержение Симона волхва апостолом Петром». Резной барельеф исполнил скульптор Конрад Оснер. Прежде ворота были увенчаны тремя статуями. По описанию, составленному А. И. Богдановым в 1750-х годах, «на самом верху ворот изображен на камне, утвержденном на подножии, стоячий образ св. апостола Петра, держащего в руках ключи. По сторонам сего Петрова образа по концам фронтишпица сидят два ангела с трубами. Еще пониже сих ангелов подле фроншпица по сторонам же поставлены две статуи в образе жен, одна держит крест, являющая благочестие, и книгу, писанную слово божие, другая содержит котву, или якорь со цветом победительным, являющая крепость или надежду».1 Этому описанию соответствует изображение ворот на известной гравюре А. И. Зубова, исполненной в 1716 году. Со временем статуи исчезли, и до наших дней на воротах сохранились лишь центральная композиция Оснера (1708 год) да барельефы в декоративном убранстве постройки, отлитые из свинца в 1724 году скульптором Николаем Пино. Изображение двуглавого орла над аркой въезда выполнено из свинца, вероятно, тем же скульптором Пино. Две декоративные аллегорические статуи — богинь войны и мудрости, — стоящие в нишах по сторонам проезда, исполнены «намазным» способом из известкового раствора и, возможно, тоже современны воротам.

Выразительный силуэт, сочность архитектурных и декоративных форм весьма типичны для зодчества петровских лет. Можно уверенно сказать, что оформление въезда в Петропавловскую крепость в форме триумфальной арки имело столь же большое значение, как и содержание символической скульптуры на ней, которая путем аллегорий утверждала авторитет власти Петра I и прославляла его мудрость и военный успех. Ворота в целом подчеркивали авторитет государственной власти и говорили современникам о победах в Северной войне. При этом следует помнить, что в то время еще не было Иоан-новского равелина и ворота были обращены к площади города, расположенной близ крепости на Березовом острове, как называлась тогда нынешняя Петроградская сторона.


1 А. И. Богданов. Историческое, географическое и топографическое описание С.-Петербурга. Изд. В. Г. Рубан, 1779, стр. 40.