Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники (Часть 2 - Многие крупные произведения русского зодчества...)

Многие крупные произведения русского зодчества отмечают исторические победы в многовековой борьбе с иноземными врагами за свою независимость. Един ственный в своем роде храм Покрова на Рву в Москве, хорошо известный под названием собора Василия Блаженного, строился как памятник победы над Казанским и Астраханским ханствами.

После разгрома Казанского ханства в 1552 году, по словам современника событий Ивана Глазатого, «бысть же радость великая о таковой победе не токмо во едином Русском царстве, но и во всех дальних странах». По случаю покорения Казани три дня в Москве шли празднества и народ в песнях прославил «взятие Казани и Астрахани плен».

Иван IV победу ознаменовал заложением двух храмов— в Москве и в самой Казани. В Москве храм был построен у Фроловских (ныне Спасских) ворот Кремля, на Пожаре (т. е. пустом месте после пожара, с XVIII века — Красная площадь), на оборонительном рву. Это была деревянная церковь — «Едина Тройца» — с последующей пристройкой придела Покрова, в день празднования которого была одержана русскими войсками решающая победа и занята Казань. Это были временные церкви, но уже через два года, в 1555 году, как говорится в Никоновской летописи, «царь и великий князь Иван Васильевич... повеле поставити храм... Покрова с приделы о Казанской победе». На том же месте был построен каменный храм, составленный из девяти небольших церквей, стоящих на общем подклете. Постройка была окончена в 1560 году.

Симметричная и компактная группа из восьми отдельных столпообразных церквей, поставленных вокруг девятой— самой высокой, шатровой, — имеет своеобразный силуэт. Замечательное здание выполнено из красного кирпича и белого камня. Многообразные архитектурные и декоративные детали, цветовая контрастность и живописность многоглавого силуэта придают храму подчеркнуто праздничный вид. Ясная композиция здания, типичные для русского зодчества формы: восьмерики, кокошники, шатер, луковичные главки, так же, как яркая раскраска, определяют подлинно национальный характер этого самобытного и сказочно прекрасного произведения. Нет сомнения, что всенародная победа над вековым врагом явилась могучим стимулом, воодушевившим гениальных строителей храма Покрова на Рву — Барму и Постника Ивана Яковлева 1 на создание необыкновенного по замыслу и исполнению триумфального сооружения. Значение храма Покрова объясняет композиционный замысел постройки, состоящей из девяти церквей-памятников, посвященных отдельным этапам борьбы с Казанским ханством. Отсюда и особая, индивидуальная архитектурная характеристика каждой церкви.

В конце XVI и в XVII веке собор претерпел существенные изменения: к нему была пристроена над могилой Василия Блаженного десятая церковь, исполнена многоцветная изразцовая обработка всех церквей и их главок, а также устроен крытый переход вокруг и между всеми церквами. Храм донес до наших дней свое сказочное очарование.

Традиция ознаменования исторических вех в жизни народа постройкой храмов-памятников была устойчивой и сохранялась вплоть до XX столетия. Государственные преобразования, развитие промышленности и торговли, насаждение просвещения с начала XVIII века поставили перед архитектурой новые задачи и вызвали к жизни типы зданий, каких ранее Россия не знала: это верфи, госпитали, театры, учебные заведения, музеи, парадные дворцы-особняки и др. К числу их относятся и новые для России типы памятных сооружений: арки, колонны, обелиски и скульптурные памятники, издавна распространенные в архитектуре Западной Европы. Ряд таких сооружений является своеобразной монументальной летописью побед русского оружия и возвышения государства.

Рассмотрим триумфальные памятники, посвященные выдающимся событиям, начиная с петровского времени, остановив особое внимание на сохранившихся и представляющих собой значительные произведения русского искусства. Выделим группы памятников, запечатлевших итоги Северной войны, Отечественной войны 1812 года и Восточных кампаний.


1 В последнее время появилось предположение, что Барма и Постник — одно лицо.