Карта сайта

Русские Триумфальные Памятники

Весь мир является свидетелем выдающихся успехов советского народа на пути к коммунизму.

Разгром фашизма в Великой Отечественной войне и последовательная борьба за мир между народами, пафос коммунистического строительства и беспримерные победы в производстве, сельском хозяйстве, науке и культуре, использование атомной энергии в мирных целях, запуск в Космос искусственных спутников Земли и планеты— это вехи поступательного движения нашей Родины.

Важнейшие события своей жизни советский народ стремится запечатлеть в памятных (мемориальных) сооружениях, которые передают в монументальных образах пафос борьбы за построение коммунистического общества. Это стремление нашло отражение в решении партии и правительства о постройке на Поклонной горе в Москве памятника в честь победы советского народа и его Вооруженных Сил в Великой Отечественной войне. Осенью 1958 года на объявленный конкурс поступило около трехсот проектов триумфального памятника победы. В том же году успешно прошло творческое соревнование в составлении проекта памятника в честь запуска Советским Союзом первого спутника Земли. Большое количество участников в подобных конкурсах свидетельствует о высоком интересе советских людей к волнующим большим творческим задачам в деле создания триумфальных сооружений.

Постройка арок, колонн, обелисков или монументальных статуй — традиция, зародившаяся в глубине времен. Еще в древней Греции победителю в певческих народных соревнованиях вручался бронзовый треножник, который выставлялся для обозрения на монументальном постаменте. Примером такого своеобразного основания является сохранившийся небольшой по размерам памятник в Афинах, воздвигнутый в 334 году до н. э. в честь руководителя хора мальчиков — Лизикрата. Одно из замечательных произведений древней Греции — триумфальный памятник на острове Самофракия — воздвигнут в честь победы Деметрия Полиоркета над египетским флотом в 306 году до н. э. Это был огромный мраморный постамент в форме носа корабля, с крылатой статуей богини Победы — Ники.

Однако наибольшее значение триумфальные сооружения приобрели в жизни императорского Рима, где был установлен праздничный обряд — триумф полководца. Обряд состоял в торжественном шествии по городу, которое завершалось жертвоприношением Юпитеру на священном холме Рима — Капитолии. Ко дню торжества воздвигались декоративные строения, а на пути к Капитолию—триумфальные ворота, сквозь которые должен был проследовать полководец. Триумфальные ворота представляли собой сооружения, украшенные барельефами, аллегорическими статуями и снабженные посвятительными надписями. Сохранилось несколько таких памятников, воздвигнутых в первые века нашей эры. Среди них триумфальные арки в честь императоров Тита, Константина, Септимия Севера в Риме, арки Траяна в Анконе, Беневенте, Тимгаде, арка Адриана в Афинах, арка Тиверия в Оранже и др. В Риме возвышается и ныне 43-метровая триумфальная колонна Траяна, опоясанная по спирали великолепным барельефом с изображением эпизодов из похода римского войска во главе с Траяном в Дакию. Эти памятники впоследствии нашли творческое воспроизведение в других западноевропейских странах.

К числу выдающихся произведений французского зодчества относится грандиозная триумфальная арка на площади Звезды в Париже. Ее постройка началась в 1806 году в честь Наполеона I. Однако закончить памятник удалось лишь в 1837 году. Это сооружение архитектора Ж. Шальгрена своими размерами (высота 50 метров, ширина 45 метров) превзошло античные образцы.

Наполеону же посвящена и Триумфальная колонна на Вандомской площади (1806—1810 годы, архитекторы Ж. Гондуен и Ж. Лепер).

Из подобных сооружений в Германии следует упомянуть Бранденбургские триумфальные ворота в Берлине, возведенные в 1788—1791 годах по проекту архитектора К. Ланганса.

Характерно, что крупнейшие римские и западноевропейские триумфальные памятники посвящены, как правило, тому или иному монарху и отражают культ личности, характерный как для императорского Рима, так и для монархических западноевропейских государств.

Триумфальные сооружения, подобные римским, в России появляются лишь с начала XVIII века. Ранее же знаменательные события в своей истории русский народ отмечал постройкой мемориальных храмов, которые имели значение триумфальных памятников.

Триумфальными памятниками условимся называть различные по виду мемориальные сооружения, посвященные важным для жизни народа событиям, которые привели его к победе, торжеству в борьбе за свое историческое место, в борьбе за независимость. Такими памятниками могут быть арки, колонны, обелиски, монументальная скульптура, общественные здания, архитектурные ансамбли и даже парки.