Карта сайта

Псковский кремль (часть 2)

На вече в Пскове большую роль играл простой люд — ремесленники, мелкие торговцы. Участие в вече было для них делом живым и близким. Поэтому так бушевали здесь народные страсти. Неподалеку от ворот находилась «степень» — помост, с которого обращались к народу. Тут же над стеной возвышалась Троицкая колокольница и висел на ней знаменитый псковский вечевой колокол. Собирал он на вече, на защиту города. В апреле 1242 года возвестил он о возвращении с победой повгородско-псковского воинства после Ледового побоища. Последний раз отзвучал вечевой колокол в 1510 году, когда Псков входил в состав Московского государства, и был снят. Затем исчезла ставшая ненужной колокольница.

Вечевая площадь составляла парадную часть города. Ее замыкали Троицкий собор, огороженный в те далекие времена крепким тыном, и здание так называемых «сеней». В «сенях» происходили заседания правительственного совета, находилась канцелярия веча, хранилась казна и носивший название «ларя» архив. По другую, северную от собора, сторону вплоть до Кутекромы располагалась деловая часть Детинца — провиантские склады, где хранились порох, ядра, оружие, военный запас продовольствия и одежды. Охранялись они особенно тщательно. Существовали даже специальные свирепые «кромские» псы.

В XVII веке значительная часть Вечевой площади отошла под Владычный двор — Митрополичьи палаты. Рядом с Митрополичьими палатами выросло несколько церквей.

Каждое событие, происходившее в кремле, оказывалось связанным с Троицким собором. В пристройках к нему принимали иностранных послов, в нижнем ярусе хоронили князей и посадников. До наших дней сохранилось несколько древних саркофагов. В самом соборе, перед тем как вести рать псковскую на врага, опоясывались мечом военачальники. «Чести моей никому не отдам», — гласила надпись на мече князя Всеволода Ярославовича, хранившемся в соборе среди реликвий города.

Стремительно уходят вверх белоснежные стены собора, достигающие огромной, совершенно необычайной для псковской архитектуры высоты в 72 метра, а купола как бы парят над всем городом.

Троицкий собор перестраивался трижды, пока не приобрел нынешний вид, раз от раза он становился все больше и значительнее по размерам. Нынешний собор построен в 1682—1689 годах. Сильно отличающийся от типичных памятников псковского зодчества по размерам и формам и даже по строительной технике, он строился по присланным из Москвы чертежам. Но несмотря на это, Псковский Троицкий собор отличает большая сдержанность во внешней обработке фасадов. Строители старались избежать лишних деталей, которые могли бы перебить впечатление от спокойной и величественной глади огромных стен. Стены обычных псковских построек — неровные, сильно шероховатые, будто вылепленные рукой скульптора. Псковские зодчие пользовались исключительно местным строительным материалом — известняковым плитняком. Плиты выламывались из породы и поэтому получались разными по величине, с волнистой поверхностью. К тому же под действием влаги и воздуха известняк легко крошился, и этот процесс разрушения строители приостанавливали густой побелкой стен известью, которая подчеркивала живую подвижность их рельефа. В Троицком же соборе использован тщательно тесанный плитняк, неожиданно выявивший геометризм линий фасадов. В конце прошлого века здание было покрыто цементной штукатуркой, а сверху украшено лепными цементными наличниками вокруг окон и орнаментом псевдовизантийского стиля.

В первоначальном виде стены собора несли только протянувшиеся на всю их высоту лопатки — род пилястров с простыми дугообразными завершениями под не менее простым и строгим карнизом: наличниками были оформлены окна лишь в нижнем ярусе. Основание собора окружали открытые боковые галереи, придававшие ощущение большой легкости его огромной массе. С площади в церковь вело характерное для архитектуры XVII века нарядное крыльцо с очень крутой лестницей.

Интерьер собора поражает обилием света, мягко льющегося из многочисленных, высоко поднятых окон и проемов купольных барабанов. Белизна стен эффектно и неожиданно контрастирует с потоком золотых брызг, вспыхивающих на деревянном резном иконостасе. Бесконечное разнообразие форм — листьев, побегов, виноградных кистей — образует сложные орнаментальные переплетения, но они нигде не нарушают общей композиции иконостаса.

Фантазия безымянных псковских резчиков неистощима: она перекликается с редким искусством работавших в те же годы кузнецов, выполнивших удивительную по красоте рисунка и совершенству железную кованую решетку, которая отделяет собор от притвора, еще более древнее медное паникадило, висящее под средней главой храма. Интересны отдельные памятники псковского искусства, хранящиеся в Троицком соборе, особенно икона Чирской божьей матери с клеймами — маленькими изображениями, помещенными на ее полях, и образ Всеволода с моделью того же собора в руке. Их суровые облики, выдержанные в гамме звучных, но сдержанных цветов, полны внутренней сосредоточенности и значимости, которые так характерны для псковской школы в древнерусском искусстве.

В тридцатых годах XIX века поднимается вопрос о необходимости восстановительных работ в Псковском кремле, которому грозило полное разрушение.

Однако работы, которые были проведены и закончены в 1886 году, нельзя назвать реставрационными, так как стены и башни восстанавливались вне всякой связи с замыслом старых зодчих. В результате особенно искаженным оказался вид Першей — изменился их профиль, наклон, рисунок и устройство зубцов. В Першах были прорублены новые ворота и сооружена ныне существующая восьмиугольная башня.

Реставрационные работы наших дней привели по существу ко второму рождению Псковского кремля. Восстановлены стены, башни облицованы заново. В настоящем виде кремль выглядит так, каким он был триста лет назад.

В западной части Детинца реставраторам недавно удалось раскрыть участок кремлевской стены в полную ее высоту. Это и позволило составить представление, какими действительно грандиозными были эти сооружения.

Прошлое Псковщины, вольнолюбивый дух ее истории продолжают жить в памятниках, и Псковский кремль может особенно много рассказать благодарным и любящим потомкам.