Карта сайта

ПОКРОВСКИЙ СОБОР часть 3

poksob_10.jpg
Лестничные марши внутреннеф площадки юго-западного крыльца
poksob_11.jpg
Иконостас центральной башни 18 в.
poksob_12.jpg
Икона "Архангел Михаил" 16 в.
poksob_13.jpg
Царские Ворота 16 в.
poksob_14.jpg
Южное крыльцо
poksob_15.jpg
Колокольня 17 в.

Интересным экспонатом является макет собора. Он в миниатюре воспроизводит внешний вид, подробности конструктивных форм и архитектурного декора.

Рядом представлены материалы, на которых можно видеть процессы и результаты реставрационных работ как на фасаде, так и в интерьере собора, начатых еще в 1918 году и продолжающихся до настоящего времени.

Из подклета на второй этаж ведет крутая белокаменная лестница, выложенная в толще стены. В древности она носила служебный характер, так как основные входы - это украшенные шатриками крыльца, о которых уже шла речь.

Поднявшись по лестнице, входим в помещение самой большой, центральной башни. Высота ее достигает 47,5 метра, а площадь составляет 49 квадратных метров. Ранее в этой башне располагалась церковь Покрова. Названия пяти церквей собора, и это можно считать доказанным, связаны с выдающимися событиями Казанского похода, приходившимися на соответствующие дни праздников, отмечаемых церковью.

Внутреннее устройство центральной башни отличается пропорциональностью и целесообразностью архитектурных форм. Устойчивое четырехгранное основание несет на себе ярусы сужающихся восьмериков, переходящих в восьмигранный пирамидальный шатер. Декоративные ниши, полуколонны, карнизы одновременно имеют и конструктивное значение. Здесь нет опорных столбов и сводчатых внутренних перекрытий, что создает впечатление пространственной свободы и устремленности вверх интерьера этого небольшого по площади столпообразного сооружения.

Стены нижнего яруса центральной башни расписаны „под кирпич". Выше, на белом фоне восьмерика черной краской очерчены контуры полотенец и кокошников, восстановлена найденная при раскрытии древней росписи башни фресковая „летопись" XVI века, из текста которой лишь в 1961 году стала известна точная дата окончания строительства памятника - 29 июня 1561 года (до этого считалось, что собор был закончен в 1560 году). Очень красива орнаментальная роспись в виде красных лент, переплетающихся в миндалевидные восьмерки и обрамляющих отдельные архитектурные детали по белому фону шатра. Она также выполнена в технике фрески. Роспись носит светский, а не канонический религиозный характер.

На стенах и сводах галереи, окружающей центральную башню и сохранившей первоначальные архитектурные формы XVI века, реставрирована необычайно красочная и оригинальная роспись XVII века в виде замысловато переплетающихся стеблей и не повторяющихся по рисунку и колориту фантастических цветов. На восточном участке этой галереи осталась роспись XIX века, сделанная масляной краской. Особого внимания заслуживает по своей росписи и конструкции западный участок обходной галереи. Это один из уникальнейших интерьеров памятника, которому возвращен вид XVI века. Великолепно выглядит залитая светом многоярусных древних люстр (паникадил) скромная по рисунку, но яркая роспись стен и потолка „под кирпич". Плоский, а не сводчатый потолок этого перевода - уникальное техническое достижение русских строителей XVI века. В Европе подобное инженерное решение стало практиковаться лишь в XIX веке.

Порталы восьми башен, окружающих центральную, девятую, выходят на внутреннюю обходную галерею, поэтому, переходя по ней, можно ознакомиться с их интерьерами.

Все эти башни можно разделить на две основные группы. Четыре большие башни, расположенные по сторонам света (восточная, южная, западная и северная), мало чем отличаются друг от друга по размерам, форме и архитектурному декору. Это высокие, светлые восьмигранные помещения, ярусы которых завершаются более узкими, также восьмигранными, световыми подкупольными барабанами. В грани этих башен врезаны глубокие ниши, чередующиеся с выступами полуколонн. Ярусы разделены многопрофильными карнизами. Во втором ярусе - продолговатые высокие окна. У основания барабанов идет ряд нишек (ма-шикулей) и голосников (встроенных в толщу стен глиняных кувшинов, служащих резонаторами). Каждая из башен имеет три декоративно обработанные входа - портала. Декоративная обработка порталов, сделанных из кирпича, напоминает характерные черты резьбы по дереву.

В восточной и западной башнях произведены реставрационные работы и восстановлен их архитектурный облик XVI века. Южная и северная находятся в том виде, в каком они были в XIX веке.

Между четырьмя большими башнями соответственно на юго-востоке, юго-западе, северо-западе и северо-востоке расположены четыре малые башни, или, как их принято называть, диагональные. Они тоже имеют много общего между собой, но резко отличаются от больших башен. Диагональные башни имеют четырехгранные основания, которые с помощью парусов (сферических треугольников) переходят в невысокие восьмигранники, завершенные цилиндрическими световыми барабанами.

Юго-восточная и северо-восточная башни имеют по три входа. Архитектурный декор этих башен очень лаконичен. Стены нижнего яруса украшены арками (архивольтами), опирающимися на невысокие угловые столбы (пилястры). В архивольтах - неглубокие нишки. В юго-восточной башне в 1980 году восстановлена по обнаруженным фрагментам XVI века фресковая роспись „под кирпич".

часть 4