Карта сайта

ПОКРОВСКИЙ СОБОР часть 2

poksob_07.jpg
Детали резьбы по кирпичу западного портала
poksob_08.jpg
Северный портал центральной башни
poksob_09.jpg
Фрагмент северного участка внутренней гелереи

Впечатление воздушности и легкости второго этажа достигается умелым сочетанием и разнообразием украшающих его деталей - многопрофильных карнизов, нишек, кокошников, обрамления граней башен и окон.

Изразцовые разноцветные вставки, кольца и спирали из вызолоченного железа на шатре, а также яркая роспись главных плоскостей башен „под кирпич" в сочетании с белокаменными деталями придают всей постройке живописный и торжественный вид.

Стоящая отдельно стройная шатровая колокольня органически вписывается в общий ансамбль, и даже значительно измененная восточная часть фасада с пристроенной к собору в 1588 году церковью Василия Блаженного не разрушает общей целостности и гармоничности памятника.

Внутри собор, как и снаружи, имеет два этажа. Здесь развернута экспозиция музея. Она дает представление о соборе как об историческом, архитектурном и художественном памятнике XVI века.

Разделы экспозиции, расположенные на первом этаже, знакомят с историей памятника, его предшественниками и изменениями его облика на протяжении четырех веков.

Витрина с уникальными образцами холодного и огнестрельного оружия, а также оборонительными доспехами воинов XVI—XVII веков дает представление о составе и вооружении стопятидесятитыся-чного русского войска, осаждавшего и взявшего приступом одну из сильнейших крепостей XVI века - Казань.

Кольчуги, шлемы, сабли, шестоперы и булавы характеризуют хорошо вооруженную основную часть русских войск того времени - дворянско-по-местную конницу. Древние фитильные пищали, бердыши говорят о вооружении созданного в XVI в. постоянного войска Руси - стрелецких полков, а разнообразное примитивное оружие - рогатины, топоры, кистени - это то, с чем шла в бой так называемая „посошная рать".

Расположенный рядом стенд посвящен осаде и штурму Казани. Из его экспонатов особенно интересен план осады этой крепости. И хотя он выполнен в конце XIX века, на нем подробно и с достаточной исторической достоверностью изображены боевые порядки русских войск, осаждавших Казань, ее укрепления и та местность, на которой развернулись боевые действия в августе-октябре 1552 года.

Следующий раздел вводной экспозиции посвящен строительству Покровского собора. Два муляжа воспроизводят летописи XVII века, из содержания которых стали впервые известны имена русских зодчих Бармы и Постника, что „быша пре-мудри и удобни такому чудному делу", построили сложнейшее по композиции монументальное сооружение. (Предположение, что Барма и Постник -одно лицо, не подтверждено.)

Прекрасно выполненные копии с миниатюр XVI века из Лицевого летописного свода, изображающие празднование окончания постройки Покровского собора, дают представление о его первоначальном виде, правда, в несколько условной иконописной манере. Рядом расположены виды памятников деревянного и каменного зодчества XVI века, ряд особенностей которых, прежде всего шатровые завершения и столпообразность основных архитектурных объемов, нашли отражение в уникальной композиции Покровского собора.

Следующее экспозиционное помещение первого этажа - основная часть его постройки - под-клет. Его сложные по плану помещения перекрыты мощными сводами, служащими основаниями для башен и переходов второго этажа памятника. Высота подклета достигает шести метров. Почти темные его помещения с узкими стрельчатыми щелями для вентиляции, напоминающими крепостные бойницы, и глубокими нишами-тайниками использовались под хранилища. Здесь до 1595 года хранилась „великая казна".

В настоящее время в двух тайниках экспонируются предметы XVI—XVII веков, дающие представление о характере хранившихся здесь ценностей.

В подклете представлены многочисленные изображения собора XVII—XIX веков. Среди них - одно из первых реалистических изображений -гравюра из изданного в Нюрнберге в 1647 году „Описания путешествия в Московию" А.Олеария. Подлинная картина художника Фр.Гильфердинга и копия с картины Ф.Алексеева воспроизводят вид Покровского собора и Красной площади в конце XVIII - начале XIX веков. Характерно, что в это время собор обрастает застройками, почти полностью закрывающими его фасад, выходящий на Красную площадь. Так было до 1817 года, когда началось благоустройство территории, окружающей собор, и посторонние здания вокруг собора были снесены. Это нашло отражение в экспонируемых здесь картинах Н.Подключникова, К.Рабуса, гравюрах XIX века.

часть 3