Карта сайта

Окресности Ленинграда (часть 2)

Расположенный на южном берегу Финского залива дворцово-парковый ансамбль Петродворца с грандиозными фонтанами и каскадами был создан в память победоносного завершения Северной войны как парадная резиденция Петра I.

Общая площадь его составляет 800 га. Большую роль в сооружении Петродворца сыграли талантливые русские архитекторы М. Земцов, В. Растрелли, А. Воронихин и др. Величайшая в мире водная система фонтанов Петродворца сооружалась под руководством инженера-гидравлика В. Туволкова.

Перед Большим дворцом в центре каскада возвышается богатырская фигура Самсона, раздирающего пасть льва, из которой ввысь устремляется двадцатиметровая струя воды. В скульптуре Самсона, созданной замечательным русским скульптором М. Козловским, с особой силой звучит основная идея всего ансамбля—слава русскому оружию, русскому флоту, одержавшим победу в Северной войне. Крупнейшее сражение Северной войны—Полтавская битва—произошла 27 июня 1709 г., в день святого Самсония.

Художественная ценность украшений Большого каскада, созданных выдающимися русскими ваятелями М. Козловским, Ф. Шубиным, Ф. Щедриным, И. Марто-сом и др., очень велика. Многие статуи изображают богов и героев античной мифологии, словно они собрались здесь на грандиозном водном празднике в честь «Сам. сона российского рыкающего льва свейского преславно растерзавшего-.

Привлекают внимание фонтаны Адам и Ева (скульптор Д. Бонацца). Недалеко от фонтана Адам расположен один из интереснейших фонтанов Петродворца—Солнце. Не менее интересен фонтан Пирамида, водяной обелиск которого образуется 505 струями. Среди фонтанных сооружений Нижнего парка немало каскадов. Одним из лучших украшений восточной части парка служит каскад Шахматная гора.

Особую группу фонтанов составляют .шутихи"—водяные забавы, вызывающие много смеха и веселья. Это фонтаны Зонтик, Дубок и Диванчик.

На берегу залива расположен приморский дворец Петра I—Монплезир (.мое удовольствие"), построенный по проекту архитекторов И. Браунштейна, Ж. Леблона Н. Микетти.

В западной части Нижнего парка расположены два дворцовых павильона Эрмитаж и Марли, сооруженные по проекту архитектора И. Браунштейна. Из многочисленных сооружений, имевших хозяйственное значение, сохранились Вольер (птичник) и Оранжерея. К югу от Верхнего парка возвышаются башни Царицынского и Ольгинского павильонов.

Много посетителей привлекает парк Александрия, начинающийся у восточной границы Нижнего парка. В него ведут Морские, Никольские и Главные ворота. Из архитектурных памятников представляют интерес дворец Коттедж (архитектор А. Менелас), готическая Капелла (архитектор К. Шинкель), Фермерский дворец (архитектор А. Менелас, впоследствии перестроенный архитектором А. Штакеншнейдером).

Город Ломоносов (до 1948 г. Ораниенбаум) расположен на невысокой гряде южного берега Финского залива непосредственно против Кронштадта.

Сроительство дворцов и устройство парков развернулось здесь в первой половине XVIII в., когда Петр I пожаловал этот участок берега своему сподвижнику Меньшикову.

Особого размаха работы в Ораниенбауме достигли во второй половине XVIII в., когда были построены дворец Петра III и затем так называемая „Собственная дача"— летняя загородная резиденция Екатерины II, включающая в себя Китайский дворец, павильон Катальная горка и большое количество беседок.

Парки города Ломоносова, являющиеся ценными образцами садово-паркового искусства, делятся на Нижний и Верхний. Их площадь—168 га.

На территории Верхнего парка расположен Китайский дворец, построенный в 1762 — 1774 гг. архитектором А. Ринальди, второй этаж надстроен в 1840 г. архитектором А. Штакеншнейдером. Во дворце 17 комнат, в великолепной отделке которых использованы стенная роспись, живописные панно, наборные полы f тончайшая лепка. Четыре комнаты декорированы подлинными китайскими художественными произведениями, чем и обусловлено название дворца.

В северо-западной части парка расположен павильон Катальная горка. В нем три этажа; вокруг второго и третьего этажей идет галерея . В верхнем парадном этаже этого павильона:—Круглый зал, Фарфоровый и Охотничий кабинеты.

Город Ломоносов—один из немногих пригородов Ленинграда, который в годы Великой Отечественной войны не был захвачен врагом. Он был центром небольшого плацдарма, с которого 14 января 1944 г. пошли в наступление советские войска, начавшие разгром фашистских полчищ под Ленинградом.

Город Гатчина расположен в 45 км к юго-западу от Ленинграда. История его уходит в далекое прошлое.

В Новгородской писцовой книге 1499 г. среди других селений, расположенных на территории нынешнего Гатчинского района, упоминается село Хотчино.

В XVIII в. Екатерина II подарила Гатчину своему фавориту Григорию Орлову, который начал здесь грандиозное по тому времени строительство дворца и парка.

Композиционным центром Гатчинского парка служит трехэтажный дворец, фасад которого замыкают две высокие стройные башни. Строитель дворца архитектор А. Ринальди—один из видных представителей раннего классицизма в России.

В конце XVIII в. дворец перешел к будущему царю Павлу I, который превратил Гатчину в укрепленный военный лагерь. После смерти Павла дворец пустовал, затем он стал охотничьим замком, в который лишь изредка наезжали его владельцы.

В конце XIX в. Гатчина опять стала постоянной царской резиденцией. Напуганный ростом революционного движения Александр III укрылся здесь за толстыми стенами замка.

В годы советской власти дворец был превращен в музей.

В 1941 г. Гатчина была захвачена немецко-фашистскими войсками. Дворец сильно пострадал от пожара, внутреннее убранство его было полностью уничтожено.

Обширные зелёные массивы Гатчины делят на Дворцовый и Приоратский парки, Зверинец и Сильвию.

Приоратский парк получил свое название от расположенного в нем дворца. Этот дворец, напоминающий средневековый рыцарский замок, был построен Павлом I для изгнанного Наполеоном с острова Мальты приора (игумена) Мальтийского рыцарского ордена. Здание Приоратского дворца интересно и тем, что оно сооружено из прессованной земли (архитектор Н. Львов).

В конце парка Сильвия два интересных павильона— Ферма и Птичник. Они построены в конце XVIII в. при участии архитектора А. Захарова.

В Гатчинском парке много ключевых озер. Самое крупное из них Белое занимает площадь 30 га. В центре озера несколько искусственных островов; особенно живописен ближайший к берегу остров, заросший серебристыми ивами.

В парке интересные архитектурные памятники—восьмигранный колодец, сооруженный по проекту архитектора А. Ринальди, Колонна Орла и Чесменский обелиск, сооруженный в память блестящей победы русского флота над турецким в бухте Чесма в 1770 г.

Часть парка, около дворца была перепланирована в конце XVIII в. в регулярном стиле. Это так называемые Верхний, Нижний и Собственный сады.

Между Белым и Черным озерами находится Ботанический, сад с цветочной горкой в центре.

По дороге к парку привлекает внимание высокий (32 м) обелиск Коннетабль, сооруженный крестьянином-самоучкой К. Пластининым. Главным входом в парк со стороны города служат Адмиралтейские ворота (архитектор В. Бренна).

Городом Пушкиным старое Царское Село (переименованное после Великого Октября в Детское Село) стало именоваться с 1937 г., когда все человечество отмечало столетие со дня гибели поэта.

В этом городе все напоминает о великом поэте: памятник, здание Лицея, где прошли юношеские годы А. С. Пушкина/ аллеи и скульптуры, воспетые им в стихах.

В 1900 г. на центральной плошадке сада, примыкающего к Лицею и носящего название Пушкинского, был сооружен памятник Пушкину-лицеисту по проекту скульптора Р. Баха.

Но не только памятные пушкинские места привлекают сюда тысячи людей. На протяжении двух веков Царское Село было одной из летних царских резиденций, и в его парках, общая площадь которых достигает 600 га, сохранилось множество ценнейших памятников искусства.

Среди многочисленных архитектурных сооружений парков почетное место занимает Екатерининский дворец, построенный в стиле русского барокко. Главная роль в создании Екатерининского дворца принадлежит В. Растрелли.

В комплекс Екатерининского дворца входят Камеронова 1*&лерея и Агатовые комнаты (архитектор Ч. Камерон), где в настоящее время экспонируются художественные коллекции ленинградских пригородных дворцов.

Из других сооружений, созданных по проектам В. Растрелли в Екатерининском парке привлекают внимание Эрмитаж и павильон Грот.

В центральной части Екатерининского парка, у Большого пруда, архитекторами Л. Руском и П. Нееловым создан художественный комплекс—гранитная терраса, лестницы, дорожки, цветники, при создании которого удачно использован естественный рельеф местности По всему парку разбросаны различные затейливые архитектурные парковые сооружения и памятники.

Между террасой и Большим прудом находится одна из самых известных скульптур парков—Девушка с кувшином. Из разбитого кувшина нескончаемой струей льется вода, словно напоминая о неиссякаемости жизни. Этот мотив нашел свое выражение в стихотворении А. С. Пушкина „Царскосельская статуя".

В Александровском парке, расположенном к западу от Екатерининского парка, находится Александровский дворец—один из выдающихся памятников русского классицизма конца XVIII в., сооруженный по проекту Д. Кваренги.

Достопримечательностями Александровского парка являются также Китайская деревня (архитектор Ч. Каме, рон) и Китайский театр (архитектор В. Неелов) и многие другие парковые сооружения.

В 1941—44 гг. немецко-фашистские захватчики нанесли большой ущерб дворцам и паркам. После освобождения города проведены большие работы по восстановлению архитектурно-паркового ансамбля.

Город Павловск расположен в 3-х км от города Пушкина.

После возникновения Царского Села местность нынешнего Павловска использовалась для царской охоты и первыми постройками здесь были два небольших охотничьих домика.

Центром всемирно известного красотой своих пейзажей садово-паркового ансамбля служит здание Большого дворца, перед которым стоит памятник Павлу I. Дворец построен в 1782—1786 гг. по проекту архитектора Ч. Камерона. В XIX в. в перестройке дворца и отделке его зданий принимали участие архитекторы А. Ворони-хин, К. Росси и живописец-декоратор П. Гонзаго.

Одновременно со строительством дворца в Павловске начались работы по разбивке парка. По проекту Ч. Камерона был устроен старейший центральный район парка с Собственным садиком, павильоном Трех Граций и Вольером, предназначавшимся для редкостных певчих птиц. Это сооружение Камерона является замечательным образцом русской классики. К самым красивым павильонам парка принадлежит и Храм дружбы, тоже построенный по проекту архитектора Ч. Камерона. Одновременно с Храмом дружбы была сооружена Колоннада Аполлона, напоминающая древний античный храм. В центре двойного ряда колонн установлена, отлитая по образцу античной, статуя Аполлона Бельведерского.

Помимо регулярных участков парка, примыкающих ко дворцу, Ч. Камероном была задумана и планировка пейзажных участков: Большой звезды, Белой березы и Зверинца, оформление которых было выполнено по проекту П. Гонзаго. Работал над украшением Павловского парка и еще один замечательный мастер-архитектор В. Бренна. По его проекту была сооружена большая каменная лестница, спускающаяся к реке Славянке. Он же возвел и круглую постройку с конической кровлей, башню, носящую название Пиль - башни.

От Театральных ворот широкая красивая дорога ведет к району Старой Сильвии. В центре этого района круглая площадка, на которой вокруг статуи Аполлона размещены статуи девяти муз—покровительниц искусств, а также изображения Венеры Каллипиги, Меркурия и богини цветов Флоры.

Рядом со Старой Сильвией—район парка, который носит название Новой Сильвии. Вход в этот район украшен бронзовой статуей Аполлона Кифареда, а в конце парка возвышается колонна из розового мрамора, воздвигнутая по проекту Ч. Камерона и названная Концом света, так как в прошлом здесь проходила граница парка. В уединенной части Новой Сильвии—здание Мавзолея, построенное в память Павла I архитектором Тома де Томон. Внутри Мавзолей украшен скульптурной группой из белого мрамора, выполненной И. Мартосом.

Среди памятников архитектуры начала XIX в. привлекает внимание Висконтиев мост, выполненный по проекту русского зодчего А. Воронихина.

Благодаря удивительному мастерству и таланту его строителей Павловск превратился в ценнейший художественный ансамбль.

В годы Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал и сейчас ведутся большие работы по его восстановлению.