Карта сайта

Новодевичий монастырь (часть 2)

В 1698 г. „по письму из Девича монастыря" произошло восстание стрельцов. Восстание было разгромлено правительственными войсками, и в октябре начались казни стрельцов в разных местах Москвы и под стенами Новодевичьего монастыря. Указом Петра I царевна Софья была пострижена в монахини, монастырь затворен, связи его с внешним миром нарочито затруднены. Эта опала и последующий переезд царского двора в Петербург оборвали связи монастыря с царским домом. В дальнейшем Новодевичий монастырь попадает под контроль сначала Преображенского приказа, потом Синода и Коллегии экономии. В 1764 г. обширные земельные владения монастыря секуляризованы государством.

После Отечественной войны 1812 г. в жизнь Новодевичьего монастыря больше не вторгаются события гражданской истории. В воспоминаниях москвичей второй половины XIX - начала XX вв. он чаще всего упоминается как старинная обитель с большим кладбищем и популярными в Москве гуляниями на Девичьем поле, тянувшемся от стен монастыря до Садового кольца.

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря складывался на протяжении XVI—XVII вв. Монастырский комплекс XVI в. представлен в наши дни Смоленским собором (1525 г.), Амвросиевской церковью с трапезной и Ирининскими палатами (вторая половина XVI в.), стенами и башнями, заложенными в конце XVI -начале XVII вв. Остальные постройки монастыря в XVI в. были деревянными и часто уничтожались пожарами.

Смоленский собор - самая древняя и большая по объему церковь монастыря. Он представляет собой пятиглавый, шестистолпный храм, с трех сторон окруженный широкой галереей. При постройке собора мастера почти полностью отказались от декоративных элементов убранства его фасадов. Общий силуэт храма отличается скульптурной выразительностью и простотой. В интерьере собора сохранились стенная роспись и большой иконостас. Фрески Смоленского собора были созданы в первой половине XVI в. За время своего существования они неоднократно подвергались починкам, записям и заменам. Научная реставрация стенописи Смоленского собора была впервые начата в 1928 г.

Тематически стенопись собора связана с основными идеологическими проблемами формирующегося единого русского государства. События недавнего исторического прошлого России - удельная раздробленность, борьба с Золотой Ордой, воссоединение русских земель - персонифицируются в образах русских святых, изображенных на парадных гранях столбов собора. В росписях стен основное место занимают композиции, связанные с темой почитания Богоматери. Образу Богоматери придаются характерные для этой эпохи градо-защитные функции, передающие тревожную атмосферу жизни молодого государства, отстаивающего свое единство.

В 1683-1685 гг. в Смоленском соборе установлен существующий ныне иконостас. Его вызолоченную, высокорельефную раму выполняли мастера кремлевской Оружейной палаты под началом Осипа Андреева, Клима Михайлова и Степана Зиновьева. В состав иконостаса вошли вкладные иконы царей Ивана IV, Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Среди икон есть подписные работы известных московских иконописцев XVII в. - Симона Ушакова и Леонтия Стефанова.

К юго-западу от Смоленского собора расположены палаты Ирины Годуновой с трапезной и Амвросиевской церковью. Комплекс этих зданий создавался в течение XVI в. и был завершен к 1598 г. Неоднократные перестройки изменили первоначальный облик древнего памятника. В результате недавно завершенной реставрации были обнаружены неизвестные нам ранее формы наличников и порталов Амвросиевской церкви, восстановлены одностолпные и двухстолпные сводчатые помещения трапезной и келий.

В 80-е годы XVII в. окончательно складывается архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря. Мастера, работавшие в новой барочной архитектурной стилистике, создают сплавленный в единое целое ансамбль. Архитектурные черты нового стиля - многоц-ветность, плоскостность и симметричность фасадов, обилие белокаменной резьбы умело соединяются ими с традиционным пониманием архитектурного объема в целом. В эти годы в монастыре построены: Успенская церковь с трапезной палатой и службами; обе надврат-ные церкви с примыкающими к ним жилыми покоями, колокольня, кельи; надстроены стены и башни. Стройные силуэты церквей, многоцветная раскраска стен и кровли, обилие белокаменной резьбы, обрамляющей оконные и дверные проемы, изменили общий характер архитектурного ансамбля, придав ему более теплый, светский оттенок.

В конце XVII в. в связи с сооружением новых проездных ворот были перестроены стены и башни монастыря. Отодвинутые на запад границы России позволяли выдвинуть на первый план не столько фортификационные, сколько декоративные черты крепости. Башни получили сложную расцветку и „коруны", стены приобрели их современную высоту и протяженность.

Одним из планировочных принципов застройки монастыря в XVII в. было устройство „пристенных" хозяйственных и жилых построек. В зданиях такого типа жили в конце XVII - начале XVIII вв. две из четырех царевен Милославских. Царевна Софья (в постриге инокиня Сусанна) жила в палатах при Напрудной башне (северо-западный угол крепостных стен); царевна Евдокия Алексеевна - в палатах, встроенных в восточную стену монастыря и имевших выход в церковь первого яруса колокольни.

Неотделима от истории Новодевичьего монастыря мемориальная сторона его существования. Наиболее древней частью некрополя монастыря является усыпальница XVI—XVII вв., расположенная в подклете Смоленского собора. В центральной части подцерковья размещены могилы монахинь из знатных княжеских и боярских родов, в восточной части - захоронения членов семьи Ивана Грозного по женской линии. Отдельное, маленькое помещение подклета отведено под семейную усыпальницу боярина Б.М.Хитрово, с 1657г. возглавлявшего Оружейную палату московского Кремля. В южном нефе Смоленского собора находятся гробницы сестер Петра I царевен Софьи, Евдокии и Екатерины Милославских, там же похоронена первая жена Петра I - Евдокия Лопухина.

Некрополь на территории Новодевичьего монастыря возникает в XVIII в. В настоящее время на территории монастыря сохранились захоронения ряда видных деятелей русской истории и культуры. Среди них могилы героев Отечественной войны 1812 г. - Д. В. Давыдова и В. М. Тимофеева; декабристов С. П. Трубецкого, М. И. Муравьева-Апостола, М. Ф. Орлова; видных деятелей русской культуры М. Н. Загоскина, И. И. Лажечникова, А. Н. Плещеева, С. М. Соловьева, Ф. И. Буслаева, А. С. Уварова.

В соответствии с государственной политикой охраны памятников отечественной культуры завершается ведущаяся последние годы комплексная реставрация архитектурного ансамбля монастыря. В зданиях монастыря для посетителей музея будут развернуты выставки, посвященные истории нашей страны и ее многонациональной культуре. Одной из них будет выставка в палатах Ирины Годуновой „Славные страницы русской военной истории XIII—XIX вв.".

Адрес музея: Москва, Новодевичий проезд, 1 Телефон для справок: 246-85-26 Проезд: станция метро „Спортивная", троллейбусы 5, 15, автобусы 64, 808 (остановка „Улица 10-летия Октября")