Карта сайта

КУСКОВСКИЙ ДВОРЕЦ ШЕРЕМЕТЕВЫХ - 2

Однако вскоре в конструкции самого здания обнаружились «трещины и расседины». Известный архитектор С. И. Чевакинский в 1753 г. осмотрел дом и посоветовал, как их исправить. Но ремонт не улучшил положение. Вскоре здание стало оседать и рассыхаться, стропила начали расходиться, в щели карнизов затекала вода. Переделки на основе рекомендаций знаменитого зодчего Д. В. Ухтомского тоже не помогли. И тогда в конце 1769 — начале 1770 гг. дом разобрали до основания.

Перед архитекторами была поставлена задача построить новый дворец, здание которого должно быть одноэтажным, но более просторным. Поэтому протяженность фасадов в длину увеличили на десять сажен, в ширину — на шесть. Представленный вскоре проект отличался удивительно удачным планировочным решением, а также изумительной по своей продуманности и относительной простоте отделкой внутренних помещений.

Авторами его разные источники называют француза Шарля де Вальи и москвича К. И. Бланка. Но не исключена возможность, что ими могли быть в какой-то мере и главный архитектор Шереметевых А. Ф. Миронов, и крепостной мастер Г. Е. Дикушин, и находившийся на службе у графа Ю. И. Кологривов.

Строительство дворца, или «Большого дома», как его именуют документы, началось в 1770 г. и закончилось в 1771 г. Однако окончательная отделка — позолота производилась только в 1779 г. Деревянное здание, выдержанное в стиле раннего классицизма, в плане представляет собой растянутую букву «П», обращенную своими концами к саду. Фасад же выходит к пруду. Он разделен длинными прорезями десяти окон, над которыми квадратные вставки, подчеркивая ритм вертикального движения, в то же время указывают на существование антресольного этажа. Центр отмечен портиком с изогнутым пологим подъемом широкого пандуса, приводящего к входу. Ионические колонны, широко расставленные в центре, по бокам сдвинуты почти вплотную. На самом фасаде здания колонны портика повторены. Высокий фронтон заполнен гербом Шереметевых.

Возведение всего ансамбля, состоявшего из дворца, церкви, колокольни, кухонного павильона, грота, оранжереи, эрмитажа, голландского, итальянского и швейцарского домиков, воздушного театра, а также пруда, каналов и псарен, продолжалось более 40 лет. Первым сооружением стал голландский домик 1749—1751 гг., последним — колокольня 1792 г.

Перед нами памятник русской национальной культуры, поражающий своим совершенством, достойный восхищения и гордости. Здесь можно с особой полнотой почувствовать ту органичность художественного мышления и то редкое умение гармонично соединять все виды искусства в цельный и согласованный ансамбль, которые были свойственны художественной культуре того времени. В этом главная ценность Кускова.