Карта сайта

ОПОРЫ и ПЕРЕКРЫТИЯ. СТОЙКИ И БАЛКИ - 2

А что, если Буратино вздумает перетащить через канаву карету с Мальвиной, Артемоном и всеми пожитками? Тут уж доска, даже повернутая «на ребро», не выдержит и сломается. Тяжесть кареты, по-строительному нагрузка, слишком велика. Доска слишком мала в поперечнике для такой нагрузки.

Физические законы всегда одинаковы. На них основаны сложившиеся спокон веков и у всех народов сочетания строительных элементов (частей). Их называют строительными системами. Одну из них — сочетание стоек-опор и крыши-перекрытия, которое несет перекладина-балка, так называемую стоечно-балочную систему, мы и показываем сегодня.

Маленький навес, терраса в эстонском городе Пярну представляет собой такое сочетание. Толстенькие невысокие опоры из кирпича уверенно держат тяжелую черепичную крышу. Они широко расставлены, уложенные на них балки длинны. Но хозяин не боится, что балки сломаются под тяжестью крыши. Они сделаны из дерева и достаточно толсты. А дерево может «нести» изрядную нагрузку и вдоль ствола (когда из него сделали стойку-опору), и поперек своих волокон (когда бревно уложили как балку). Сочетание двух материалов — камня или кирпича для опор и дерева для балок — широко распространено, особенно в народной архитектуре.

Совсем другие навесы, сделанные из камня или мрамора, высокие и монументальные, окружали стены храмов древних греков и римлян. Их колонны (круглые в поперечнике опоры) поднимались на 8— 10 м и более. Колонны приходилось ставить близко друг к другу. Уложенная на их верхушки горизонтальная каменная балка не могла быть особенно длинной, несмотря на высоту своего поперечника. Камень плохо «работает» на весу. Балка могла треснуть и рассыпаться под грузом тяжелого перекрытия. Промежутки между колоннами делали поэтому всего в два-три раза шире, чем диаметр колонны.

Стены храмов, построенных две тысячи лет назад, давно разломаны людьми для других построек. И все же их стройные, словно растущие к небу колонны, еще кое-где сохранились. Молча свидетельствуют они о таланте архитекторов, стремившихся к красоте, и об их замечательных строительных познаниях.