Карта сайта

Памятники ... -2- В IX в. булгары создали свое феодальное ...

В IX в. булгары создали свое феодальное государство со столицей в г. Биляр, а в 922 г. официально приняли ислам, ориентируясь в своей политике на страны Багдадского халифата. В результате усилилось влияние культуры Хорезма, Малой Азии, Закавказья, Крыма. Чувствовались и связи с ближайшим основным торговым партнером — Русью. Кирпичные дома и сооружения появились лишь в IX—X вв., а широкое строительство таких зданий развернулось уже в условиях Российской империи в XVII— XVIII вв.

В эпоху Золотой Орды город Булгар, новая столица государства, был крупным центром Поволжья. Высокая культура Волжской Булгарии стала одним из элементов золотоордынской наряду с культурой покоренного Хорезма. В то же время в XIII—XIV вв. она в свою очередь характеризовалась тяготением к золотоордынской и сельджукской. В кирпичном строительстве применялись все прогрессивные достижения того времени: купола и своды, сочетание камня с деревянными конструкциями, антисейсмические «подушки» и др. Деревянные же постройки несли отпечаток местных традиций. Стали выявляться и характерные черты татарского зодчества — скатные покрытия, защитные тамбуры и сени при входах в мечети, цветная штукатурка, поливные кирпичи, изразцовые вставки, стрельчатые и арочные проемы и ниши, оконное цветное остекление.

Казань — столица средневекового мусульманского государства была основана в XII в. К моменту возникновения Казанского ханства (1445 г.) она стала преемником Булгар, как культурного центра государства и важным пунктом торговли Запада с Востоком. Город раскинулся на склонах и гребне удлиненного холма и пересекался глубокими оврагами. На высоком обрывистом мысу у слияния рек Казанки и Булак располагался ханский дворец, обнесенный мощной крепостной стеной.

От нее радиально расходились три основные дороги, вдоль которых находились посады. Со временем эта застройка превратилась в круговую систему расселения (татарское слово «урман» — улица, родственное слову «урмак» — окружать). Немало было монументальных сооружений — мечетей, усыпальниц-мавзолеев, златоверхих теремов знати, бань и т. д. Этот этап в формировании местного зодчества явился основным связующим звеном между архитектурой булгарского и европейского периодов. Тогда же сложились и планировочные основы города, повлиявшие в дальнейшем на развитие генерального плана в новое время.