Карта сайта

Примечания

  1. См. Критика отвлеченных начал, Рус[ский] В[естник] 1879 г. Ноябрь Гл. XXXV, XXXIX.
  2. Философия не создает новых понятий, а только перерабатывает те, которые находит в обыкновенном сознании. Эта переработка или преобразование понятий, причем их смысл, т. е. содержание, делается более сознательным и вполне отчетливым, требует иногда введения новых терминов во избежание недоразумений и логических противоречий. Так, в данном случае замена термина "природа" термином "душа мира" мотивируется тем, что новый термин полнее и отчетливее выражает понятие, для обозначения которого служит, и тем помогает нам избегнуть недоразумений и противоречий, которые вкрались бы в наши суждения, если бы мы оставили в употреблении ходячий термин "природа", который в обыкновенном сознании обозначает и просто совокупность внешних явлений, и внутреннюю силу, их производящую. В самом деле со словом "природа" мы неясно, безотчетно связываем представление о каком-то живом субъекте, жизнь которого сказывается в мировых явлениях. Не только обыкновенное сознание, но и эмпирическая наука не может отрешиться от представления о природе, как о живом существе, как о скрытой сущности мировых явлений. Те представители эмпиризма, которые стоят на точке зрения механической, склонны видеть во Вселенной только мертвую совокупность элементов и на этом основании осуждают схоластические учения о свойствах природы, как, напр., то, что природа боится пустоты, или что она не делает скачков, - тем не менее эти же самые поборники эмпиризма кладут в основание своего мировоззрения то положение, что природа постоянна и неизменна в своих действиях, т. е. представляет собой некоторое существо, определенным образом действующее, а это положение в устах эмпирика равносильно отрицанию эмпирической точки зрения и стоит в логическом противоречии с основным принципом эмпиризма, так как чувственный опыт, этот единственный источник познания по воззрениям эмпириков, дает нам только совокупность явлений, но никак не понятие об едином существе, проявляющемся в этих явлениях; такое понятие есть порождение ума трансцендентального. Если обыкновенное сознание инстинктивно, смутно усматривает в природе живое существо, если эмпирическая наука, впадая в прямое противоречие со своими основоположениями, смотрит на природу как на некоторый субъект, то метафизическая философия сознательно и отчетливо признает, что природа есть живое существо, что Вселенная не есть, не может быть механическим агрегатом частей, а есть их единство, жизнь, и этим логически предполагает единый и живой субъект, который она и называет мировой душой.
  3. т. е. такая, какою она должна быть - сущая, действующая, а не то, что сила в идее, в умозрении.
  4. Пособия: По истории философии вообще: Льюис. Ист. фил. Alfred Fouillee. Histoire de la philosophic, 1880. Для древнего мира специально: Религия древнего мира. Епископа Хрисанфа.
  5. Barthülemy Saint Hilaire. Sur la Sflnkhya. Mümoires de l'acadümic des sciences morales et politiques. Т. VIII.
  6. Abhidharma - часть буддийского канона Tripitaka (три корзины или три сборника).
  7. Tripitaka содержит три части. Sutras pitaka - легенды и поучения; Vinaya pitaka - дисциплина, ритуал; Abhidharma pitaka — метафизика.
  8. Коерреп. Die Religion des Buddha, [p.] 76.
  9. BurnouJ. Introduction a l'histoire du bouddliisme, p. 479 Koeppen [p.] 599.
  10. Пособие: Zeller. Philosophie der Griechen.
  11. В явлении пущенной стрелы лук представляет пример гармонии, возникшей из раздора, который происходил между разнородными элементами, - тетивой, луком и стрелой в момент, когда тетива была натянута.
  12. Около 460 г. до P. X., Левкипп его современник.
  13. Около 540 г. до Р.Хр.
  14. Около 440 г. до Р. Хр.
  15. Около 500 г. до Р.Хр.
  16. От 485-378 г. до Р.Хр.
  17. Род. в 469 г. до Р.Х.
  18. 300л. до Р. Хр.в Александрии при Птолемее.
  19. См. Критика отвлеченных начал гл. XX и XXI.
  20. Здесь мы имеем пока в виду только их отношение между собою и к тому внешнему феноменальному бытию, для которого они суть основы и центры. По отношению же к абсолютному существу они не могут иметь значения безусловно реальных центров: для него они являются непроницаемыми, поскольку они сами в нем коренятся. Поэтому говоря об неделимых единицах или атомах мы употребляем только относительное определение.
  21. относительного единства и (вставка).
  22. Разумеется, я беру здесь этот афоризм в его общем значении для пояснения своей мысли, не входя в рассмотрение того специального смысла, который ему может принадлежать в системе самого Спинозы.
  23. На смешении идей с понятиями основан между прочим знаменитый в схоластике спор номиналистов и реалистов. Обе стороны были в сущности правы. Номиналисты, утверждавшие universalia post res, разумели первоначально под universalia общие понятия и в этом смысле справедливо доказывали их несамостоятельность и бессодержательность. Хотя, определяя их как только nomina или voces, впадали в очевидную крайность. С другой стороны реалисты, утверждавшие universalia ante res, разумели под ними настоящие идеи и потому основательно приписывали им самостоятельное бытие. Но так как обе эти стороны плохо различали эти два значения слова universalia или во всяком случае не определяли этого различия достаточною точностию, то между ними и должны были возникнуть нескончаемые споры.
  24. το ϋντως frv - идеальный мир истинно сущего, γένεσις - фактическое материальное бытие.