Карта сайта

Это все равно, что немудрого назвать невеждой ...

Это все равно, что немудрого назвать невеждой. Разве ты не знаешь, что существует истинное мнение о вещах, которое, если оно и безотчетно, не может быть названо неведением и, однако, не составляет ни знания, ни мудрости, потому что оно безотчетно. Подобно тому как есть нечто среднее между мудростью и неведением, есть нечто среднее между прекрасным и безобразным. - "Но, - возражает Сократ, - всеми признано, что Эрос великий бог". - Кем всеми? Знающими и незнающими? "Вообще, всеми" - однако мы сами признаки сейчас, что Эрос не есть бог; ведь ты должен признать, что боги прекрасны и блаженны, и не решишься утверждать, что между ними есть один не прекрасный и неблаженный? Но не называешь ли ты блаженными тех, кто обладает благом и красотой?

Относительно же Эроса ты решил, что он нуждается в благе и красоте; следовательно он не бог, если имеет недостаток в том, что составляет божество. - "Но кем же считать его? неужели смертным?" Нет, но, согласно с сказанным, чем-то средним - демоном. Демоническое есть посредствующее между божественном и человеческим. Демоны изъясняют людям волю богов и богам передают мольбы и жертвы людей. Через демонов распространяется жреческое; и пророческое искусства, совершается освящение жертв, даются предсказания божества, ибо бог сносится с людьми не иначе как через посредство демонов. Кто мудр, тот знает демонов; напротив того, кто обходится без их посредства, тот принадлежит к разряду существ низменных. Таких демонов много, и Эрос один из них. - "Но кто же его отец и мать?" - Когда родилась Афродита, все боги были на пире. В числе гостей находился сын Марса Порос. По окончании пира он вышел в сад Зевса и там заснул. Этот Порос и есть отец Эроса. Мать его - Пения, жалкая нищая, которая во время пира богов стояла у порога их чертогов, ожидая подаяния. Обстоятельства рождения Эроса связали его судьбу с судьбой Афродиты: он сделался ее спутником и слугой.

Вот смысл этого мифа. Эрос есть стремление к абсолютной полноте и имеет двойственную природу, содержа лишь потенциально то, к чему стремится - изобилие, полноту. Порос (πόρος - богатство) имеет стремление осуществить вне себя присущую ему абсолютную полноту жизни. Пения (πενία - бедность) обладает свойством отрицательным - отсутствием полноты, которую содержит лишь в потенции, стремится к ней.

Как сын Пороса и Пении Эрос обнаруживает черты, наследованные им от отца и матери. Подобно последней он беден и не нежен, напротив того - груб, грязен, плохо одет; он не имеет крова и отдыхает обыкновенно, лежа на земле, под открытым небом, у ворот, на улице. Он не умеет приберечь того, что получает, и потому никогда не бывает богат. Природе отца он обязан тем, что постоянно имеет в виду все хорошее и прекрасное, что он храбр, мужествен, впечатлителен, ловкий охотник, ищет познания вещей жизни, философствует, искусный волшебник и софист. По природе он не смертен и не бессмертен, а воскресает, когда ему хорошо, и умирает в противном случае. Он же стоит посреди между мудростью и неведением. Он ищет мудрости, потому что не имеет ее, ибо мудро одно только божество, а Эрос не бог. Точно так же он не настолько невежествен, чтобы не желать быть мудрым; его нельзя упрекнуть в том, что, будучи непонимающим, оставаясь в пороке неведения, он пребывал бы в самодовольстве. Если, таким образом, Эрос стоит посреди между мудростью и неведением и потому ищет мудрости и философствует, то причину этого должно опять видеть в его происхождении: его отец мудр и обладает познаниями, а мать не имеет их и лишена смысла.