Карта сайта

Таким образом, если чувственное познание отличается характером ...

Таким образом, если чувственное познание отличается характером чисто единичным и случайным, то познание чисто рациональное или рассудочное, хотя имеет в себе признак общности и неизменности, но эта общность и неизменность не более как отрицательные, т. е. такие, которые внутренней сущности взаимодействующих вещей не выражают. То познание, которое должно выражать собою внутреннюю, положительную сущность вещей, должно основываться на их положительном взаимодействии.

Но человек в натуральном состоянии - познающий субъект, как он себе дан, находится именно в том положении, в котором все существующее является для него, - как нечто чуждое и внешнее, и познает он это существующее с одной стороны, - в чувственном восприятии, с другой стороны в отрицательных отношениях вещей, которые (отношения) обозначают собой лишь мыслимые границы истинно существующего.

Следовательно для истинного дознания существующего необходимо, чтобы самый человек вышел из своего натурального состояния, чтобы в познающем совершился некоторый внутренний процесс, ибо истинное познание не дается как готовое; чтобы до него дойти, познающий должен изменить чувственное познание (собственно чувственно познающего), другими словами он должен изменить свое относительное положение к существующему, и тогда только он приобретет истинное познание существующего.

С точки зрения Платона для истинного познания подлинно сущего необходимо некоторое психическое изменение в познающем. Надо, чтобы путем процесса он вышел из состояния натурального, в котором находится. В Федоне Платон говорит, что философ, т. е. желающий познать истину имеет своим постоянным занятием только умирать. Условием для познания истины полагается смерть натурального человека. Оно и понятно, раз истина показана как το δντο)ς <fcv, а не как γένεσις23.

Эта смерть натурального человека не имеет в Платоновой мировоззрении того чисто отрицательного характера, который имеет буддийская Нирвана. Для Платона смерть натурального человека, составляющая первое условие философской деятельности или познания истины, есть только первое условие, из которого следует новый процесс, уже положительного характера. Для буддизма этою смертию кончалось все. Для Платона с этой смерти начинается новая жизнь для познания истины и жизнь в истине. Философская смерть Платона переходит в философский эрос, который и есть положительное условие для познания истины и жизни в истине. Понятие эроса или философской любви развито Платоном в его диалоге Симпозион или Пир и составляет настоящий ключ для понимания его философии в ее жизненном значении.