Карта сайта

XVIII. ТОЧКА ЗРЕНИЯ ПЛАТОНА.

ПОЗНАНИЕ ЧУВСТВЕННОЕ И РАЦИОНАЛЬНОЕ. НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПОЗНАЮЩЕМ КАК УСЛОВИЕ ПОЗНАНИЯ ИСТИНЫ.
(ФИЛОСОФСКАЯ СМЕРТЬ)

Для правильного понимания и основательной оценки платонической философии важно не упускать ив виду точки зрения Платона. В силу ее выходит, что то, что нормальному человеку, простому здравому смыслу является реальностью и настоящею основою истины, у Платона не есть истина и наоборот; Платонова истина представляется для обыкновенной точки зрения фантастическою областью. В философской литературе нередко оценивают платоническую философию с тех точек зрения, которые Платоном в основе его миросозерцания отвергнуты и показаны как неистинные. Так напр. в известном сочинении о Платоне Грота Платонова философия рассматривается  исключительно с сенсуалистической точки зрения, причем понятно, что, представленная в ложном свете, вся система Платона оказывается чистою фантазией, Многие немецкие историки философии (напр. Целлер, Ибервег) судят об идеях Платона с точки зрения рассудочного мышления. Тут Платоновы идеи выдаются за понятия отвлеченного рассудка, и все то, что составляет оригинальное содержание Платонова учения об идеях, все то, почему они представляют нечто большее чем понятия, рассматривается как гипостазирование понятий, которое эти историки философии объясняют непоследовательностью,                     философскою неразвитостью Платона, его склонностью к фантастическому. Такое отношение к Платону во всяком случае неправильно, - оно грешит полным отсутствием объективного основания, так как в том диалоге (Театет), который составляет исходный пункт Платоновой системы, Платон именно показывает, что как данные чувственного опыта, так и содержание рассудочного мышления не представляют собой действительности, подлинно существующего, а что то, что лежит за пределами чувственных данных и рассудочных понятий, должно заключать подлинную истину.

Если образ бытия, переходящего за пределы данных чувственного опыта и рассудочного познания, представляется не более как фантазией, то такое представление зависит не от неистины самого образа, а от неистины точки зрения. Тот факт, что натуральному человеку истина представляется как фантазия, говорит против натуральной точки зрения, а не против истины.
То, что Платон выставляет как истину, основано у него на глубокой критике натуральной точки зрения. Он отрицает для ощущений внешних чувств и для понятий рассудка всякую возможность быть принятыми за выражение истинного, постоянного и неизменного бытия. Он неопровержимо показывает, что ни на том, ни другом остановиться нельзя, что сенсуализм и отвлеченный рационализм сами себя уничтожают. Нельзя сказать, что все его аргументы бесспорны, но сущность того, что он говорит, остается неустранима. Действительно в новейшее время сенсуализм и отвлеченный рационализм оправдали в своем развитии утверждение Платона, совершив сами такое отрицание, которое старался совершить для них Платон. Правда, в древней философии они не были развиваемы с такою последовательностью, как в новой, тем не менее Платон, логически выводя все заключения, которые содержатся в их основных посылках, пришел к тому результату, к которому пришли и они в наше время, т. е. к отрицанию возможности, оставаясь верными своему принципу, объяснить объективное бытие, так как чувственное познание сводится к чисто субъективным данным ощущения, а рассудочные данные - к субъективному мышлению.

Если ни чувственный опыт, ни рассудочное мышление не дают нам истины, то, чтобы решить вопрос о том, что же дает нам истину, мы должны рассмотреть прежде всего, что в чувственном опыте и рассудочном мышлении оказывается неудовлетворяющим требованиям истины и почему. Тогда нам легче будет видеть, какое условие должно выполняться тем познанием и тем бытием, которые могут утверждаться как истинные.

То, что дается нам внешним, чувственным опытом, потому не есть истина, что она представляет нечто случайное и изменчивое, только фактическое взаимодействие объекта с познающим субъектом. В чувственном познании субъект имеет предмет познания как внешний, внешним образом на него действующий. Это реальное взаимодействие вещей случайно, потому что обусловливается непрерывным движением всего существующего. Все существующее в реальном мире вечно в движении, в неустойчивости. Всякая реальная истина есть моментальная и не может быть удержана. Фиксирование ее оказывается ложным.

Рассудочное мышление хотя и выражает собой некоторое постоянное взаимоотношение вещей, но чисто отрицательное и внешнее. Всякое рассудочное понятие выражает собой только то, что не есть данный предмет или данная вещь. Соединяя представления о данных предметах, единичных, оно соединяет их не в их положительном содержании, а в тех общих признаках, которые, будучи общими всем им, не выражают настоящей сущности и действительности ни одного из мысленно соединяемых предметов.
Общее (понятие) есть отрицание единичного (явления).