Карта сайта

V. ЭМПЕДОКЛ

Эмпедокл допускал: 1) материальную множественность явлений в четырех главных видах, или четырех материальных стихиях (он первый говорит о четырех стихиях), 2) он утверждал идею единства как безусловную форму всего существующего, 3) как действующую причину всего существующего, как нечто посредствующее между единством и множественностью, между идеей и действительностью он утверждает силу любви или всемирного влечения всего существующего друг к другу и противоположную силу раздора. В его учении вся множественность бытия, первоначально неопределенного, образует в простом единстве идеальную сферу. Так как она обнимает неопределенную множественность всякого возможного бытия, все возможные различия, то у него (у бытия) является стремление выделиться из этой абсолютной сферы. Это стремление порождает множественность единичных существ. Действуя еще далее, это стремление к выделению, раскрытию, обособлению уничтожает единичное существо, которое стремится распасться на элементы еще далее до бесконечности. В силу внутреннего противоречия такого стремления возникает обратное действие согласия, любви (φιλία): множественные элементы соединяются в единичные существа, которые этой же силой любви соединяются между собой и вводятся в безусловное единство абсолютной сферы. В учении Эмпедокпа действующая причина является как слепая стихийная сила, как бессознательное влечение.

Последний из древнейших гречес[ких] философов Анаксагор впервые определил эту действующую причину как начало идеальное и реальное, как сущую идею, как νους.