Карта сайта

Анаксимандр называет началом ...

Анаксимандр называет началом αρχή (он первый употребил этот термин) сущего, стихией нечто беспредельное άπειρον говоря, что оно не вода и не воздух и не другое какое вещественное начало, а некоторая неопределенная природа, из которой порождается весь мир. "Из чего, - говорит Анаксимандр, - происходят все существа, тем и погибают, ибо они должны оправдать, должны искупить вину своего существования в порядке времени". Искупление вины существования объясняется из самой природы άπειρον. Если истинно положение Анаксимандра, что сущее есть беспредельное, то всякое определенное бытие является отрицанием этого беспредельного, бытием неправым, виновным, говоря языком этическим; в силу своей виновности определенное бытие погибает, искупая вину своего существования. Из беспредельного все порождается выделением противоположностей. Самому ему нет начала, ибо тогда оно имело бы предел. Будучи беспредельным началом, оно есть начало не происходящее, безмерное, не рожденное, все содержащее, всем управляющее. Если всякое определенное бытие есть только отрицание истинно-сущего, беспредельного, следовательно это беспредельное не имеет никакого действительного существования наряду с остальными предметами природы. Оно только тот закон, по которому всякое конечное бытие в силу своей конечности имеет предел своего существования, переходит в свое другое существование, погибает. Беспредельное начало τό άπειρον не есть действительное существо или вещь; оно имеет бытие только в мировом процессе, в возникновении и исчезновении определенных существ и вещей. Это исходная точка последнего из философов ионийской школы - Гераклита.

Гераклит Эфесский (ок. 500 л. до Р. Хр.) отрицает существование в природе чего бы то ни было постоянного, пребывающего. Он признает, только вечный процесс: все движется, ничто не пребывает. Все движущееся походит на течение реки, в которую нельзя войти два раза, так как в промежуток времени между вхождениями река изменилась и, когда мы, по нашему мнению, входим вторично в ту же реку, мы входим в действительности в другую реку. Во всем существующем все находится в постоянном непрерывном процессе, и бытие никогда не может остановиться. Последствием постоянного перехода одного в другое является то, что противоположности сходятся, из различий происходит лучшая гармония и все рождается путем раздора: целое из нецелого, сходящееся из разрозненного, согласное из несогласного, из всего одно, из одного все, ибо гармония мира есть сложная, "подобная луку"10 (τόξσν) и лире λύρα).
Предшественники Гераклита видели в неизменном при изменяющихся явлениях единстве стихию, которую понимали как αρχή.
Гераклит нашел, что простого начала быть не может. Единство есть, но только функциональное - результат мирового процесса. Общий результат этого процесса - гармония сложная, составленная из контрастирующих явлений. "Как гармония лиры, будучи проста в явлении, не проста в составе, а слагается из различных звуков, так и мировой процесс представляет собой только единство множественного, согласие разногласного или противоположного". На этом основании Гераклит называет войну отцом, царем, господином всего существующего вопреки Гомеру, который молил богов о прекращении раздоров между людьми и бессмертными. Гераклит говорит, что по прекращении раздоров все погибло бы, потому что все держится раздором. В силу такого характера бытия каждое существо и каждое явление есть отрицание другого, жизнь одного есть смерть другого. Так как все переходит одно в другое, жизнь огня есть смерть воды, жизнь воздуха есть смерть земли и наоборот, то и в нас самих существует такое же взаимоисключение: жизнь тела есть смерть души и обратно. Все существующее находится в постоянной вражде не только друг с другом, но и с самим собою; все существующее переходит в другое. Если признать все существующее за процесс, ясно, что ничто не может оставаться неизменным. "Все отрицает само себя", - говорит Гераклит. Отсюда понятно, почему он принял огонь символическим выражением своего начала. Огонь есть непрерывное самоуничтожение и живет своею собственною смертью, пожирая свой материал. Гераклит не мог допустить в существующем различие творческого начала от сотворенного, так как все существующее есть, по его  учению,     самотворящий и самоуничтожающийся процесс, подобие и символ которого Гераклит видит в огне. "Все разменивается на огонь", - говорит он, как товар на золото и золото на товар, причем только ценность остается та же. Тот закон, по которому всякое отдельное бытие непрерывно переходит в другое, по которому оно столько не есть, сколько есть, по которому оно столько "это", сколько и другое, приводит к определению истины, как единого, общего во всем существующем, как общего смысла вселенной; это λόγος - слово, ειμαρμένη, ανάγκη - судьба; δίκη ) - правда. Зевс, высший бог. Так формулировал истину Гераклит. Этот единый закон всего существующего, составляющий общий разум познаваемого, открывается нашему разуму, чувственный опыт, напротив того, скрывает этот закон; так как по Гераклиту отдельное бытие, которое по истине не представляет ничего постоянного, неизменно пребывающего, в чувственном опыте фиксируется, выделяется, ему придается вид чего-то отдельного, постоянно существующего. Поэтому Гераклит отрицает чувственный опыт как источник познания. У Гераклита встречаем впервые отрицательное отношение к чувственному опыту как источнику познания. Чувственный опыт отрицался, правда, и в индийской философии, но с точки зрения практической, потому что он обманывает волю, дает вместо наслаждения страдание.
У Гераклита опыт отрицался, потому что он обманывает не волю, а разум, не представляет, как и что есть по истине и по разуму. "Плохие свидетели", - говорит Гераклит, - "глаза и уши - и годятся только для людей с варварской душой".

В учении Гераклита основной вопрос, поставленный в самом начале греческой философии, вопрос об единой материальной причине, об едином стихийном начале всего существующего получил такое разрешение, которое находится в противоречии с исходной точкой греческой философии. Первые философы ионийской школы Фал ее и Анаксимен понимали единое неизменно пребывающее начало как материальный субстрат, в котором состоит и из которого происходит все существующее. Гераклит такой материальной причины единой, пребывающей, из которой все происходит, не признает, считая единым всеобщим началом только закон мирового процесса, закон непрерывного вечного перехода одного бытия в другое. Всякое материальное проявление, открываемое чувственным опытом, не имеет никакое единства, никакого постоянства, постоянно одно только непостоянство, вечный процесс, непрерывный переход. Но если таким образом все существующее не имеет единой материальной причины, из которой оно происходит, если все существующее состоит и происходит не из единого, оно должно происходить из многого. Положение, что причиною всего существующего является многое, неопределенная множественность бытия, приводит к атомизму.