Карта сайта

V. СУЩНОСТЬ БУДДИЗМА ВООБЩЕ ИЛИ ЕГО ИСТОРИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Историческое значение буддизма состоит в том, что он представляет собой первое освобождение человеческой личности не только теоретическое, но и практическое. Уже браманизм в принципе заключает такое освобождение. Браманизм вырос на почве натурализма, на почве натурального родового человечества. В Индии, как и во всем древнем мире, первоначальная жизнь человечества является только в родовой форме; личное начало было пассивно, не имело значения само по себе. В частности браманизм возник в такой среде, в которой родовое начало было проведено с большею последовательностью, чем где-либо в стране каст. Лицо само по себе там не играло и не могло играть никакой роли. Только как представитель касты, рода, каждый имел определенное призвание, очерченный круг жизни. Между тем, дойдя до принципа безусловного единства или безразличия, браманизм должен был отвергнуть различия, основанные на родовом разделении. В теории он так и сделал - касты отверг, но пред применением выводов своей теории он остановился. В Багаватгите Арджун
Настоятельно предлагает Кришне вопрос: "Зачем я должен сражаться с моими врагами, которые были моими друзьями, которых я не хочу убивать?" Кришна не дает Арджуну прямого ответа и вызывает с его стороны еще большую настойчивость. В обращении его слышится раздражение, когда он говорит: "Скажи же, наконец, Кришна, к чему я должен сражаться, когда ты сам мне говорил о безразличии и об оставлении всяких дел?" Кришна не давал ответа, чтобы не впасть явно в противоречие с собственной своей теорией. Арджун, как представитель военной касты, как глава рода пандусов, должен был сражаться за интересы своего рода, мстить за его оскорбления. Кришна не решается отвергнуть этот мотив действий, прямо противоположный принципу единства, или безразличия, с такою полнотою развитому в теории.

Та практическая замкнутость, которой не решались отвергнуть представители браманской философии, была отвергнута основателем буддизма. Уже самым своим вступлением в религиозную жизнь Шакьямуни Будда отверг касты. Как царский сын он не имел права вести религиозную жизнь, которая была уделом касты жреческой. То отрицание кастового начала, которое явил в самом первом действии основатель буддизма, было им провозглашено, распространилось в Индии и вызвало борьбу с браманизмом, преимущественно практического характера, так как теоретические положения у них в сущности одни и те же. Буддизм отверг внешние практические мотивы действий, вытекавших из начала родового. В буддизме человек, всякое существо есть нравственное лицо, и никаких обязанностей кроме нравственных для него не существует. Достоинство и значение лица определяется в буддизме исключительно степенью его нравственного совершенства, которое даже в самой высшей степени доступно всякому) существу. Дойти до Нирваны могут все.

И так начало свободной нравственной личности - вот тот вклад, который буддизм внес в историю, завещав ей выработать дальнейшим своим ходом то содержание для свободной личности, дать которое сам буддизм не мог.