Карта сайта

IV. СУЩНОСТЬ БУДДИЗМА, КАК ПРОДОЛЖЕНИЯ БРАМАНИЗМА

В буддизме имеем то же самое противоположение истинного и неистинного бытия, как и в философии браманской, но проведение этого  противоположения последовательнее и ярче. Если в философии браманской - в Веданте и Багаватгите истина есть единое, безразличное, различие не истина, буддизм логически заключает: так как отсутствие всякого различия, всякого определения есть отсутствие признака, а следовательно, и признака бытия, то отсюда истина есть ничто. Если всякое различие не истина, то следовательно не истина есть бытие, ибо бытие безразличное не есть бытие. Таким образом различение духа или единого безразличного начала, и природы, начала множественности и многообразия, формулировано буддизмом в противопоставлении Нирваны и Nirvrotti - бытию, Prakriti. Истина есть ничто или по истине ничего нет - вот основное положение буддизма. Оно не может означать отрицания фактического бытия. Для буддиста фактическое бытие существует, а если он его отрицает, то только в смысле истины. Это отрицание значит, что, прилагая к фактическому бытию мерило истины или бытия безусловного, ум находит, что фактическое бытие этому мерилу не соответствует и с точки зрения истины должно быть отвергнуто. Одно из требований нашего ума - считать безусловным то, что он признал за истину. Так как в фактическом бытии все относительно, обусловлено, ограничено, ум во имя истины отрицает все это ограниченное, условное. Так как буддизм и вся его философия, выросшая на почве натурализма, не знает другого бытия, кроме фактического, то понятно, что по отрицании последнего у нее ничего не остается, и идею она должна признать за ничто, за Нирвану.

Кроме указанного теоретического различия между браманизмом и буддизмом, состоящего в том, что буддизм последовательнее в проведении общего их основного положения, буддизм - и это главное - отличается практическим характером. В практическую, как и в теоретическую сферу буддизм вводит крайние заключения, которые логически требуются еще принципами браманской философии, но не высказываются в ней.