Карта сайта

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

I ИНДИЙСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ВЫРАЖЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННОГО МОМЕНТА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. ЖРЕЦЫ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ ИНДИЙСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Индийское мировоззрение в том виде, как оно сказалось в браманской философии, а особенно в своем последнем слове - буддизме, представляет тот момент исторического процесса, когда мировая душа, освободившись от связи с материальным проявлением божественного начала, сознавая свою свободу и безусловность, сознает свое тождество с божественным началом и соединяется с ним, но только как с началом без содержания, без положительной абсолютной идеи, которая, собственно, составляет божественное начало и истинное тождество с ним мировой души. Здесь, в индийском мировоззрении мировая душа отвращается от факта природы, но идея абсолютная, то что не есть факт, еще не открывается ей в своем положительном содержании, а является в форме отрицательной идеи, т. е. содержанием божественного начала признается отрицание действующего божества, уничтожение существования, покой, Нирвана. В этом последнем слове резюмирован весь буддизм. Он, впрочем, только формулировал и пытался провести в область нравственных и социальных отношений то, что теоретически постепенно вырабатывалось в религиозно-философском учении браминов.

Брамины были жрецами той натуральной религии, памятник которой имеем в Ведах. Это первобытная религия древних индусов, лучше сказать ариев, потому что индусы тогда еще не определились, как национальность. Подобно другим религиям первобытных народов религия индусов представляет различные формы проявления божественного начала в мире физическом: астральное проявление, проявление в действии солнца и в родовой органической жизни. Брамины должны были читать и знать наизусть Веды, священные книги этой религии, содержащие молитвы, заклинания, формы жертвоприношений, которыми жрецы заклинали богов к действиям на пользу человеку, испрашивали излияния на него материальных благ. Мало-помалу жрецы пришли к той мысли, что если молитва и жертва определяют волю богов, то молитва и жертва сильнее богов. Это сознание привело к идее Брамы. Первоначально слово brahma означало только "молитва", "жертва". Идея Брамы, как верховного божества, важнейшего из всех богов, явилась позже и подверглась дальнейшему развитию. Если молитва человека доходит до богов, если боги слушаются молитвы человека, если человек действует ею на богов и чрез них на внешнюю природу, следовательно, молитва, brahma есть общая связь существующего, единая связь, мировая душа.

Учение о браме как о мировой душе изложено в сборнике, носящем название Упанишад, что значит скрытая тайна. Учение о едином начале всего существующего, которое все заключает в себе, все из себя выводит и все в себя вбирает, связано еще с именем Вишну, второго воплощения индийской троицы, и развито в Purinas.
Поэтическое выражение основного догмата индийской философии имеем в Багаватгите. Багаватгита - божественная песнь, эпизод знаменитой поэмы Магабгараты. Есть основание предполагать, что Багаватгита составлена в сравнительно позднее время; именно одно из основных положений Капилы упоминается в ней как что-то давнее, имеющее авторитет.

Содержание Багаватгиты есть беседа Кришны, одного из воплощений Вишну, с Арджуном, князем рода пандусов о предметах мира сверхчувственного, божественного.