Карта сайта

Длинное и сложное развитие органических видов ...

Длинное и сложное развитие органических видов в мире животном вырабатывает формы человеческого сознания, которые человек получает, как готовые от природы. Таким образом, хотя он в качестве человека и имеет в своем сознании идеальную форму божественного начала - всеединство, но имеет ее как данное, как факт, т. е. он не свободен относительно этой идеи, он не владеет ею: в натуральном человеке не сознание владеет божественной идеей, а, напротив, эта идея всецело владеет сознанием, владеет им, как некоторая роковая, невольная сила. Здесь человек есть только натуральный, и отношение его к божественной идее как к роковой силе, владеющей опознанием, есть религия натуральная. В природном человечестве мировая душа, хотя и соединена с божественным началом внутренно, в сознании, но, так как это соединение есть результат предшествовавшего, чисто натурального и бессознательного процесса, то она не может иметь характер свободы, а потому и результат этого соединения, т. е. те формы единства, которые мировая душа порождает в природном человечестве, имеют характер невольный, являются как произведения духовного истинкта или инстинктивного природного разума: единство рода, натуральное общество и государство, язык выражение инстинктивного разума религия натуральная. Таково природное человечество. В нем - в формах родового общества и государства, в формах слова и натуральной религии несомненно осуществляется идея всеединства, осуществляется, как идеальная сила, проходящая через сознание - все это: и государство и язык и религия суть идеальные органические формы гораздо более совершенные, более внутренние и духовные, нежели органические формы мира физического. Но и они не соответствуют еще истинной идее всеединства и потому не удовлетворяют мировой души в ее беспредельном стремлении к истинному всеединству, к такому, в котором все от себя свободно входили бы в соединение, в котором бы все не были только соединены общей идеей как разумным, но все-таки данным, невольным законом, а в котором бы они сами соединялись в идее, как общем внутреннем содержании всех их, своем для каждого, которым каждый свободно владеет.

Если в натуральном человеке только целое, только род владеет идеей, а для каждого, для личности идея является, как закон, как сила для него обязательная, которой она невольно должна подчиняться, ибо для свободы всеединства личность должна сама овладеть идеей, усвоить ее, как свою собственную, внутреннюю сущность, в которой она безусловно свободна, в которой она есть Бог; если в натуральном человеке божественное начало соединяется с мировой душой в роде, то здесь оно должно соединиться с нею в индивидуальном существе, воплотиться в богочеловеческой личности. Это есть рождение нового духовного человека, второго Адама, событие в мировой истории столь же и еще более важное, чем появление на земле природного человека - первого Адама. Но это воплощение Божества в одном лице есть только начало общего процесса - воплощения его во всем человечестве, но уже не как в природном единстве, а как в свободном духовном всеединстве, в котором каждая личность или, лучше сказать, мировая душа в каждой личности, сознавая свою безусловность, сознавая свое божественное значение, находила основание для внутреннего свободного соединения со всеми; потому что, сознавая себя безусловною, истинною в положительном смысле, личность не может ничего исключать, она открыта для всего и все открыто для нее.

Эти три центральные эпохи всемирной человеческой истории, как истории соединения божественного начала с человеческим, являются основой для трех видов религии.
1) Соединение божественного начала с натуральным человеком полагает основание натуральной религии.

  1. Соединение божества с духовным человеком или свободною личностью запечатлено утверждением духовной религии, т. е. христианства.
  2. Соединение божественного начала с духовным или свободным человечеством имеет представить в будущем исполнение идеала, данного христианством.
Так как эти соединения божественного начала с человеческим совершаются по необходимости постепенно, то весь ход развития человека, как носителя мировой идеи, представляет ряд связных актов, между которыми три вышеупомянутые эпохи имеют значение выдающихся пунктов, наметивших собой два переходных процесса: 1) переходный процесс личного сознания от натурального человека к свободной личности, к духовному человеку и 2) переход сознания от духовного человека, от личности к духовному человечеству. Он совершается чрез философию в личном субъективном сознании, как его собственное дело, как процесс самого сознания. Философия в сущности возникает, как переход от одной религии к другой - высшей, или от одной формы религии к другой - высшей. Этим определяется отношение философии к религии. Философия относится к религии отрицательно и положительно: отрицательно, поскольку она освобождает личное сознание от форм религии, как чего-то данного, несвободного; положительно - поскольку она приготовляет человека к принятию высшей религии. Таким образом вообще - философия является путеводительницей человека от одного состояния его сознания к другому в следующем постепенном переходе: 1) от природного состояния сознания к сознанию человека, как свободной личности и 2) от этого периода к сознанию человеком человечества, как всеединства личностей. С первым переходом сознания нас знакомит история философии древнего мира