Карта сайта

ВВЕДЕНИЕ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

VI. ДУША МИРА И МИРОВОЙ ПРОЦЕСС

"Душа мира" есть термин, который метафизическая философия2 употребляет для обозначения того, что на общепринятом языке и в науке (эмпирической) зовется природой вообще (не природой той или другой вещи) т. е. единого, живого существа, которое проявляет свою деятельность в разнообразии мировые явлений. Природа или душа мира, как некое единое существо, только рождается в мировом процессе. Первоначально, сама по себе, она не более, как неопределенное стремление к действительному, внутреннему единству, пассивная возможность, потенция такого единства.

Как неопределенное стремлением не имеющее еще действительного содержания, мировая душа или натура не может сама собой достигнуть того, к чему бессознательно стремится, т. е. всеединства, не может сама из себя породить его. Для того, чтобы привести в согласие, в гармонию разрозненные элементы хаотического бытия, нужно каждому элементу определить место в связи с другими, каждый: элемент надо ввести в определенное отношение к другим - словом, надо соединить весь хаос разрозненных элементов не в форму единства просто, а в определенную форму. Эта определенная форма всеединства, внутренне, органически связывающая все, содержится в Божестве как идея, в мире же, т. е. в совокупности элементов, вышедших из единства по закону конечного бытия - в этом мире или, лучше сказать, в этом хаотическом бытии всего, составляющем первоначальный факт, - вечная идея абсолютного организма должна быть постепенно реализована, и стремление к этой реализации, стремление к воплощению божества в мире, стремление единое и общее во всем и потому переходящее за пределы каждого, - это стремление, составляющее внутреннюю жизнь и начало движения во всем существующем, - и есть собственно мировая душа. Если сама в себе мировая душа реализовать божественного начала всеединства не может за неимением определенной формы, она должна получить ее от Божества, которое таким образом является как начало активное, образующее, определяющее мировой процесс. Божественное начало вечное, единое, пребывающее само в себе в неизменном покое, по отношению к множественности элементов конечного бытия является как действующая сила единства. Множественность бытия в своей розни выступает против божественного единства, отрицая его. Но Божество, будучи началом всеединства по существу своему, отрицательным действием разрозненного бытия только вызывается к противодействию положительному, к обнаружению своей единящей силы над этим бытием, т. е. к новому его объединению, притом к объединению, определенному в форме абсолютного организма или внутреннего всеединства. Здесь, в мировом процессе божественное начало - идеальная3 сила всеединства, стремится реализоваться или воплотиться в хаосе элементов.

Таким образом, божественное начало стремится к тому же, к чему и мировая душа - к воплощению божественной идеи или к обожествлению всего существующего чрез введение его в форму абсолютного организма, но с тою только разницей, что мировая душа, как сила пассивная, как чистое стремление, первоначально не знает, к чему стремится, т. е. не обладает идеею всеединства; божественное же начало, в самом себе сила деятельная и образующая, имеет и дает мировой душе идею всеединства, как определяющую форму.
В мировом процессе и божественное начало и мировая душа являются как стремление, но стремление в божественном начале - это стремление реализовать, воплотить в другом то, что оно уже имеет в себе, что знает и чем владеет, т. е. идею всеединства, идею абсолютного организма; стремление же мировой души есть стремление получить от другого то, чего она еще не имеет в себе - идею абсолютного организма и, получив, уже воплотить ее в том, что она имеет, с чем она связана, т. е. в материальном бытии, в хаосе разрозненных элементов. Но так как цель этого стремления одна и та же, именно воплощение божественной идеи, и так как осуществление этой цели возможно только при совместном действии божественного начала и мировой души; (потому что божественное начало само по себе не может реализоваться в разрозненном материальном бытии, как в чем-то себе чуждом и противоположном, а мировая душа не может объединить этих элементов, не имея в себе определенной формы единства), то вследствие этого стремление божественного начала к воплощению идеи делается его стремлением к соединению с мировой душой как обладательницей материалом для этой реализации и, в свою очередь, стремление мировой души к объединению ее материальных элементов становится стремлением к божественному началу, как содержащему абсолютную форму для этого единства. Таким образом, воплощение божественной идеи в мире, составляющее цель всего мирового движения, обусловливается соединением божественного начала с мировой душой, причем первое (т. е. божественное начало) играет роль действующего, определяющего     образующего   или оплодотворяющего элемента; мировая же душа является силою пассивною, воспринимает идеальное начало и воспринятому сообщает материю для его развития, оболочку для его полного обнаружения. Но теперь спрашивается, почему это соединение божественного начала с мировой душой и происходящее отсюда рождение вселенной, вселенского организма или воплощенного божества, отчего это соединение и это рождение не происходит разом в одном акте божественного творчества?