Карта сайта

V. БОГ И МИР В СВОЕЙ СУЩНОСТИ

Если Бог - вечносущий организм, то мир - организм становящийся. Органическая форма всеединства, которая скрывается для существа в его самоутверждении, постепенно восстановляется во всех в мировом процессе. И в самом деле, тот мир, который у нас перед глазами, действительный мир никогда не есть только мир механический. Никогда вселенная не есть машина. Представление мира, как машины, есть абстракция. Это механическое представление мира так же мало имеет реальности, как понятия геометрические. И то и другое только пределы бытия. Геометрия рассматривает отвлечения пространственных форм бытия, но ни один геометр не считает своих точек, линий и плоскостей за что-нибудь реально существующее. Он знает, что точка - предел линии, линия - предел плоскости, плоскость - предел тела. Логика заставляет нас идти далее и признать, что как нет самостоятельных точек, линий и плоскостей, так не может быть и самостоятельных реальных тел, как механического определения. Тела суть только границы психических существ.

Но логика заставляет идти еще далее и признать, что нет отдельно существующих психических существ. Всякая особь есть нечто большее, чем она сама. Вся жизнь природы и состоит в том, что каждая часть стремится осуществить свою идею - стать тем, чем она есть вечно, чем-то целым.

То единство всего, которое вечно есть в Боге, утрачено в мире небожественном. Оно скрылось, потеряло ощутительную действительность. Однако хотя оно и скрыто, но влечет отдельные существа к внутреннему, более тесному соединению друг с другом, к осуществлению для себя той формы всеединства, которую все они имеют в Боге.
"Стремится все в божественной отваге Себя перерасти.
Земля тоскует по небесной влаге, Чтоб с нею расцвести".

Все одно в Боге и все становится одно в мире. Там - один, который есть все, который пребывает вечно; здесь - всеединое становящееся движущееся, достигающее осуществления. Есть Божество, как неподвижный центр существующего, пребывающее в неизменном покое. Есть Божество стремящееся, страдающее, погруженное в тревогу мировой жизни, ищущее
воплощения и с трудом его достигающее - Божество, как дух вечности и Божество, как душа мира.