Карта сайта

III. О СУЩЕСТВОВАНИИ.

(КАК СУЩЕСТВУЕТ БОГ.
КАК СУЩЕСТВУЕМ МЫ.
СУЩЕСТВОВАНИЕ В ЦЕНТРЕ И НА ПЕРИФЕРИИ.
ЗАКОННОСТЬ СУЩЕСТВОВАНИЯ
КАЖДОГО)

Бог не только существует, но имеет право существовать. Всякое отдельное существо, все мы существуем, т. е. утверждаем себя, но должны еще получить право на существование, т. е. должны достигнуть того, чтобы, утверждая себя, утверждать других всех. В фактической действительности мы себя утверждаем как безусловное, но то, что мы утверждаем, есть нечто условное. Таким образом форма утверждения противоречит его содержанию. Чтобы получить право существовать, мы должны восполнить содержание нашего бытия чрез соединение его с другими существами. В Боге соединение всего существует от вена. Бог имеет право на существование, потому что утверждая себя, утверждает все. Темный огонь существования всецело проникается в Нем светом идеи.

Самоутверждение здесь только носитель безусловной любви. Роковая необходимость обращается в свободу. Как "все", Бог свободен от себя, как всеединое, свободен от чего бы то ни было. Из всепроникающего центра "я есмь все" полнота бытия является светлою, прозрачною сферою, неизменною в покое вечности.

Если таким является все существующее из абсолютного центра бытия, в Боге и для Бога, то на периферии бытия, в элементах, которые составляют содержание божественной жизни, в элементах божественного организма мы также должны видеть идеи, но идеи, существующие реально. Это множество элементов божественного бытия не может быть только бытием идеальным, не может представлять собою только мысли Божии, потому что если бы это были только мысли Божии, это были бы мысли ни о чем так как вне Бога ничего не может быть. Чтобы эти мысли не были пусты, они необходимо должны быть идеями существующими. Все элементы божественного организма суть идеи существующие реально. Предметы божественного утверждения не только высказываются Богом, но и сами себя высказывают. Они не только предикаты божественного существа, но и субъекты собственного. Не только Бог говорит: "я есмь они", но и они говорят: "я есмь это". Рассмотрение существования в центре и на периферии приводит нас к заключению о законности бытия каждого существа и постоянству взаимоотношения Бога и существ. Если Бог заключает и утверждает каждое существо, то Он заключает и утверждает его, как идею в организме идей. Если для Бога из его абсолютного центра видна и прозрачна органическая связь и внутренняя совместность всех, то для каждого это единство не существует. Каждое потому и каждое, т. е. часть абсолютного целого, что не есть все, и, будучи покрываемо им, его собой не покрывает. Если бы каждое непосредственно находило себя, как все-все слилось бы в безразличие и не стало бы Бога. Как абсолютная сила всеединства Бог предполагает эту рознь; иначе не было бы предмета, на котором он мог бы проявить свою деятельность. Так непосредственно, в своем бытии для себя каждое существо есть только "это". "Это", т. е. его особенность, которая в целом (в Боге) существует в положительном единстве со всем и есть идея, которая для каждого отдельного существа есть нечто исключительное, не покрывающее, а закрывающее для него все остальное. Такое внешнее отношение каждого ко всем образует
порядок вещественного периферического бытия, существующий в пространстве и времени.