Карта сайта

Это злачное место неоднократно упомииается в пьесах ...

Это злачное место неоднократно упомииается в пьесах А. Н. Островского. Разбогатевший на обмане приказчик Подхалюзин («Свои люди — сочтемся!») сулит жене: «Зимой в Купеческое собрание будем ездить-с. Вот и знай наших-с!» В «Бешеных деньгах» Кучумов хвалится, что выиграл в Купеческом клубе 11 тысяч рублей. Рядом открыли сад для летних прогулок. На «площадке клубного сада» разыгрывается третье действие пьесы «Последняя жертва». К 1909 году, когда клуб переехал в новое здание (улица Чехова, 6), огромное владение скупают текстильные фабриканты Бахрушины, застроившие весь квартал крупными жилыми корпусами. В 1913 году бывший Купеческий клуб арендует процветающий антрепренер, владелец сада «Аквариум» мулат Томас. В пристройке к правой части салтыковского дома он открывает ставшее очень популярным среди буржуазии кабаре «Максим» — название заимствовано у известного парижского кафешантана. После революции, когда Томас и большинство его клиентов оказались в эмиграции, «Максим» становится Дмитровским театром, где дают спектакли разные театральные труппы, преимущественно оперетта. С 1926 года на этой сцене начинают монопольно выступать музыкальные студии (потом театры) К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Даиченко, ставшие в 1941 году единым коллективом. Для них в 1938 году здание капитально перестраивается (архитектор А. Н. Федоров), строится просторный зрительный зал, большая и глубокая сцена.

За Козицким переулком на месте церкви в 1935 году вырастает многоэтажный жилой дом (архитекторы

B. Н. Владимиров и Г. И. Луцкий) с парикмахерской. Доходный дом № 21 стоит с 1911 года (архитектор

C. В. Барков), соседний № 23 в первой трети прошлого века был одноэтажным, с антресолями, постепенно надстраивался, пока в 1930-х годах не приобрел современный облик. Угловая ротонда относится уже к дому № 8 по Страстному бульвару, построенному в конце 1880-х годов по проекту Р. И. Клейна.

Теперь о правой стороне улицы. Дом № 2, построенный в 1821 году, принадлежал К. М. Полторацкому, дяде воспетой Пушкиным Анны Керн. Здесь действовал первый в Москве комиссионный магазин с аукционом, крайнюю часть (над нынешним вестибюлем метро) занимал популярный трактир Барсова с нарядным белым залом. В 1869 году в доме помещался Артистический кружок — клуб художественной интеллигенции, членами которого были А. Н. Островский, Н. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, П. М. Садовский, А. Ф. Писемский и другие.

Соседний дом № 4 с помпезным, вычурным фасадом строил в начале 1900-х годов архитектор А. Ф. Мейснер — тот самый, что испортил фасад противоположного казаковского дома. Под новой коробкой наглухо скрыта его срединная двухэтажная часть — старинный дом Раевских, где жил друг Пушкина Александр Раевский,- которому посвящено стихотворение «Демон». Пушкинисты предполагают, что именно сюда поэт приходил к другу своей юности в 1834 и 1836 годах.

Вокруг этого дома расположены были все главнейшие театры старой Москвы, поэтому в нем охотно селились артисты: И. М. Москвин, Л. М. Леонидов, А. А. Яблочкина, А. Л. Вишневский и многие другие.

За Копьевским переулком (назван по стоявшей поблизости до 1817 года церкви Спаса в Копье) — театральное здание, хорошо знакомое многим поколениям москвичей. Построено оно в 1894 году архитектором К. В. Терским. С того же года до 1904-го здесь давала спектакли Частная русская опера С. И. Мамонтова, где дебютировал на московской сцене Ф. И. Шаляпин, а в качестве оперного дирижера — С. В. Рахманинов. Затем здание арендовала другая прогрессивная оперная труппа — С. И. Зимина, много способствовавшая развитию русского национального музыкального театра. В 1917 году театр стал государственным и продолжал существовать под разными названиями до 1924 года, когда превратился в филиал Большого театра и первое время именовался Экспериментальным. После того как Большой театр получил вторую сцену в Кремлевском Дворце съездов, здание в 1961 году было передано Московскому театру оперетты.

Зал театра помнит выступления В. И. Ленина в 1918 и 1921 годах, о них рассказывает гранитная мемориальная доска.