Карта сайта

Дома № 15 и 17 сходны по стилю ...

Дома № 15 и 17 сходны по стилю, они построены в 1939—1940 гг. одним из преобразователей улицы — архитектором А. Г. Мордвиновым. Их фасады оживлены эркерами, балконами, наличниками и большими арками — проездами в примыкающие переулки. Верхняя часть дома № 17 отмечена легкими башенками восточного типа. Большая, башня подчеркивает угол здания, выходящий на Пушкинскую площадь; до 1958 года ее венчала статуя балерины.

В долге № 15 жили поэт А. Т. Твардовский, режиссер Ю. А. Завадский и певец М. Д. Михайлов, в доме № 17 — скульптор С. Т. Коненков и пианист А. Б. Гольденвейзер. Ныне мастерская скульптора и квартира пианиста превращены в музеи.

Возвратимся к истоку улицы — Охотному ряду, чтобы осмотреть правую сторону пройденного отрезка. Узким торцом к улице выходит величественное здание, построенное в 1935 году архитектором А. Я. Лангманом для Сонета Труда и Обороны. Теперь здесь Госплан СССР.

Отсюда вплоть до проезда Художественного театра тянется семиэтажный, повторяющий изгиб улицы дом № 4, облицованный светлой мраморной крошкой и украшенный лепным орнаментом на тему «Урожай». Низ здания, сплошь занятый магазинами, отделан темно-красным полированным гранитом. Светлые тона, цветные вставки, разнообразный рельеф призваны придать этому сооружению жизнерадостный, праздничный характер. Автор Проекта дома № 4, как и дома № 6,— известный советский зодчий А. Г. Мордвинов. Оба дома, завершенные в одно и то же время (1939 г.) и сходные по архитектуре, — первенцы обновленной улицы. Вначале они именовались корпусами А и Б.

На фотографии 1941 года можно видеть дом № 6 в первую, столь тяжелую военную зиму — с. магазинными витринами, заложенными мешками с песком. В здании находились квартиры народного артиста СССР Б. Н. Ливанова, писателя К. И. Чуковского, художника П. В. Васильева. Пройдя сквозь арку во двор, обнаружим отодвинутое сюда в начале 1938 года на 50 метров вглубь так называемое Саввинское подворье (1907 г., архитектор И. С. Кузнецов); одно из его помещений занимала до революции старейшая русская кинематографическая фирма Ханжонкова с крохотным ателье, где велись павильонные съемки первых отечественных фильмов.

Левое крыло дома № 6 включило в себя (кроме срезанной угловой части) старинное здание гостиницы «Дрезден», фасадом выходящее на Советскую площадь. В «Дрездене» останавливались хирург Н. И. Пирогов, немецкий композитор Роберт Шуман, писатели И. С. Тургенев, П. А. Некрасов, А. Н. Островский, А. П. Чехов; в 1916 году в гостинице жил и умер художник В. И. Суриков. В июле 1917 году в «Дрездене» поместились МК РСДРП (б) и редакции большевистских газет «Социал-демократ» и «Деревенская беднота». 16 августа 1918 года на заседании МК РКП (б) здесь выступил В. И. Ленин.

Советская площадь (до 1912 г. Тверская, затем до 1918 г. Скобелевская) намного моложе улицы. Она была устроена как плац для ежедневного развода караулов перед генерал-губернаторским домом в 1792 году. В 1912 году на ней был установлен конный памятник, генералу М. Д. Скобелеву. В начале 1918 года памятник был спят, его сменил открытый 7 ноября 1918 года обелиск Октябрьской революции со статуей Свободы. В связи с повышением этажности домов на площади, в окружении которых обелиск стал «утопать» (таково было официальное объяснение), в апреле 1941 года его разобрали. В 1947 году, в дни празднования 800-летия Москвы, здесь был торжественно заложен памятник основателю Москвы Юрию Долгорукому работы скульпторов С. Μ. Орлова и других, открытый в 1954 году.

Площадь стала одним из первых в Москве мест революционных демонстраций. Еще 12 октября 1861 года па ней произошло столкновение между полицией и студентами, пришедшими к генерал-губернатору с требованием освободить арестованных товарищей. Студенты были избиты и взяты под стражу. Современники язвительно называли эту позорную расправу над безоружной молодежью «битвой под Дрезденом».