Карта сайта

Номер 28 носят сразу три строения: небольшой ...

Номер 28 носят сразу три строения: небольшой двухэтажный корпус, той же этажности дом с готическими деталями оформления (надстроен) и монументальное псевдоклассическое здание на углу улицы Палиашвили (бывш. Малый Ржевский переулок). В квартирах этого владения жили музыканты Μ. М. Ипполитов-Иванов и Г. Г. Нейгауз, выдающиеся военачальники Маршалы Советского Союза Б. М. Шапошников и А. И. Егоров.

Обширный участок № 30 отдан ныне Музыкально-педагогическому институту имени Гнесиных. Этот институт вырос из основанной в 1895 году сестрами Гнесиными музыкальной школы, занимавшей маленький особняк в одном из арбатских переулков. У Гнесиных учились многие видные советские музыканты, в том числе А. И. Хачатурян, Т. Н. Хренников, И. И. Дзержинский, Л. II. Оборин, Ε. Ф. Светланов, Л. Г. Зыкина.

Старый дом с куполом заложен еще в конце XVIII века и долгое время был двухэтажным. В 1894 году его перестроил архитектор А. С. Каминский. Недавно здание подверглось реставрации таким образом, что выделена его наиболее ценная, центральная часть — прекрасный образец архитектуры классицизма.

Длинное четырехэтажное здание с барельефными портретами великих композиторов начали строить еще до войны, завершили же в 1950 году. В 1975 году, к 80-летию Гнесинского института, слева к нему пристроен 13-этажный корпус из стекла и бетона, оборудованный по последнему слову науки и техники (архитектор В. С. Егерев и другие). В нем поместилось Музыкальное училище Имени Гнесиных.

Далее — бывшие особняки миллионеров, которые как бы соревнуются между собой в роскоши и картинности. Еще относительно скромен' снаружи дом № 40, построенный в 1888 году А. Э. Эрихсопом для Князя А. Б. Голицына. Особняк князя вскоре затмили своими дворцами фабриканты и банкиры: № 42 и 44 строил в 1904 году архитектор Л. Н. Кекушев; по роскоши отделки, особенно внутренней, всех перещеголял дом № 46 банкира Шлосберга (1911 г., архитектор А. Н. Зелигсои), оформленный в стиле ренессанс. После национализации все эти дома были переданы в аренду иностранным посольствам и миссиям.

Одноэтажный, с мезонином дом № 48 переносит нас в пушкинские времена — преимущественно такие постройки формировали облик Поварской полтора века назад. В 1858 году, когда особняк принадлежал Нарышкиным, здесь бывал французский писатель Александр Дюма — автор «Трех мушкетеров», «Королевы Марго» и т. д.

Дом № 50 напоминает старинный замок в миниатюре. Он построен в 1890-х годах для князя Святополк-Четвертинского архитектором П. С. Бойцовым. В 1933 году здесь открылся Дом литераторов, с которым тесно связаны многие важные страницы истории советской литературы.

Литературной славой овеян и соседний дом № 52 — с 1932 года резиденция Союза писателей СССР. Огромная, загородного типа усадьба Долгоруковых сложилась в середине XVIII — начале XIX века и прекрасно сохранила свои исконные черты. Л. Н. Толстой, описывая усадьбу Ростовых на Поварской, имел в виду именно этот дом с «огромным двором» перед ним. В 1958 году в центре двора поставлен памятник Л. Н. Толстому, изваянный Г. Н. Новокрещеновой. В 1920 году здесь открылся Дом искусств, где выступали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, С. А. Есенин, Б. Л. Пастернак, А. Н. Толстой, А. А. Фадеев, И. Г. Эренбург и многие другие выдающиеся писатели. В 1921 году в доме начал работать Высший литературно-художественный институт, возглавляемый В. Я. Брюсовым и в 1924 году названный его именем. Институт закончили многие видные советские литераторы.

Последний па улице двухэтажный дом № 54, фасадом выходящий на площадь Восстания, в отличие от «усадьбы Ростовых»,— образец скромного обывательского строения начала XIX века,- сдаваемого под квартиры.

Этот конечный участок улицы Воровского — свидетель особенно упорных боев в октябре 1917 года. Выбив с помощью артиллерии юнкеров, закрепившихся в домах № 50 и 52, красные отряды квартал за кварталом освободили всю улицу и вышли к Арбатской площади.

Улица Воровского вместе с соседней улицей Герцена особенно ценны в историко-культурном отношении, своеобразием застройки и обилием ценных памятников истории и архитектуры.