Карта сайта

НОВЫЙ АРБАТ

Широкая магистраль была проложена в 1962— 1967 годах сквозь сеть арбатских переулков. С 1963 по 1990 год ее вместе с Воздвиженкой именовали проспектом Калинина. Левую ее сторону составляют четыре 26-этажных административных здания, которые обычно сравнивают с раскрытыми книгами. Правая сторона начинается с восьмиэтажного Дома связи, привычный объем которого как бы подготавливает зрителя-пешехода к восприятию пяти ритмично расставленных 24-этажных гигантов — жилых корпусов, спроектированных в виде сдвоенных прямоугольных башен.

Эти девять многоэтажных строений и являются теми доминантами, которые придают Новому Арбату специфический силуэт.

Но картина будет неполной, если не упомянуть «торговые линии», превращающие магистраль в оживленную, кипучую улицу.

По левой стороне проспекта (от Арбатского переулка) магазины тянутся сплошной 800-метровой лентой, как бы составляющей цоколь административных зданий.

По правой стороне магазины помещены как в нижних этажах жилых зданий, так и в специальных двухэтажных строениях, расположенных между ними, то есть не линией, а как бы пунктиром.

Нет надобности подробно описывать магазины, кафе и рестораны проспекта, полюбившиеся москвичам и гостям столицы. Трудно, однако, не упомянуть крупнейший в городе Дом книги, длина полок которого превышает 3 километра, а площадь торговых залов составляет около 4 тысяч квадратных метров. На его прилавках одновременно находится до 40 тысяч названий книг.

Одним из наиболее притягательных центров магистрали, бесспорно, является двухзальный кинотеатр «Октябрь», расположенный в отдельном, оригинально сконструированном и оформленном здании. Особо интересна мозаика фасада, выполненная В. А. Васнецовым, Н. И. Андроновым и В. Б. Элькониным. Колорит ее напоминает цвет кремлевских стен.

Построенный по единому проекту и одновременно, Новый Арбат — создание коллектива авторов во главе с народным архитектором СССР М. В. Посохиным.

Проспект не завершен, на него с обеих сторон выходят остатки старой застройки, подчас тыльные их стороны, никак не вписывающиеся в современный облик магистрали. Но в целом характер ее сложился.

Современная критика почти единодушно указывает на градостроительную неправомерность пробивки ультрасовременного проспекта сквозь толщу заповедных кварталов, без какой-либо попытки увязать новое со старым. Такого рода инплантация нарушила сложившийся ансамбль западной части исторического центра. Проспект, прочерченный ярко и динамично, был бы более уместен где-либо в отдалении от центра, в новых, незастроенных районах. Нет сомнения, что в более близкое к нам время проект его был бы решительно отвергнут. Новый Арбат — типичное детище недавней эпохи, когда архитектурное новаторство не считалось с необходимостью бережного сохранения исторической структуры города. Время покажет, свыкнется ли Москва с этим решительным экспериментом, или чем далее, том более болезненно будет воспринимать проспект как некое инородное тело. Слово за грядущими поколениями.