Карта сайта

Высокий угловой дом ...

Высокий угловой дом № 4 (бывш. «Петергоф») описан в главе «От Лубянской площади до Боровицкой». Рядом — узкое строение под № 6 хотя и очень похожее на «Петергоф», но принадлежало не ему, а владению № 8. Оно появилось в 1877 году, надстроено одним этажом и заново отделано в 1902 году. Здесь жил и в 1908 году умер русский писатель-народник А. И. Эр-тель, автор романа «Гарденины», у которого бывал И. А. Бунин и другие видные литераторы. Далее — темно-серый широкооконный корпус больницы (1930 г., архитектор Н. В. Гофмап-Пылаев); на этом месте до того стояли флигеля дома графов Шереметевых, сохранившегося в глубине. Тем же графам, богатство которых вошло в поговорку («Богат, как Шереметев»), принадлежал и дом № 8, а также большинство домов по улице Грановского (до 1920 г.— Шереметевский переулок). Построенный в 1780 году дом № 8 — прекрасное творение в стиле классицизма. Особенно хороша полукруглая, украшенная четырьмя колоннами угловая часть. Шереметевы владели роскошными подмосковными дворцами в Останкине и Кускове, но именно воздви-женский дом был их зимней резиденцией. В 1801 — 1803 годах тут жила замечательная русская актриса П. И. Жемчугова-Ковалева, крепостная девушка, ставшая женой графа Н. П. Шереметева.

Дом № 10 с Центральным военным универмагом построен в 1913 году архитектором С. Б. Залесским для Экономического общества офицеров Московского округа, открывшего здесь магазин; автор украсил вход фигурами древнерусских воинов. В левой части дома в 1920-х годах помещался ЦК комсомола, под самой крышей находилось общежитие писателей — членов объединения «Молодая гвардия», тут жили А. И. Безыменский, Артем Веселый, А. А. Жаров н другие. Долгие вечера проходили здесь в дружеских беседах и литературных дискуссиях.

Улица Семашко до 1949 года называлась Большим Кисловским переулком, а неофициально — Кисловкой; до середины XVI века здесь жили кислошники, готовившие для царского двора квасы и разные соленья.

Далее в глубине участка высится дом № 12, построенный еще в конце XVIII века.

26 апреля 1978 года перед зданием открыт памятник М. И. Калинину (скульптор Б. И. Дюжев). Около памятника — вечнозеленые ели, рядом высажены ива, рябина и другие растения, характерные для природы заволжского села Верхняя Троица — родины Калинина.

Укрывшийся за садом особняк № 14 интересен не своей архитектурой (хотя строил его в 1886 г. такой мастер, как Р. И. Клейн), а историей. У домовладелицы, богатой фабрикантши и меценатки Варвары Морозовой, и ее гражданского мужа, редактора либеральных «Русских ведомостей» В. М. Соболевского, бывали в гостях выдающиеся люди: А. П. Чехов, В. Г. Короленко, Г. И. Успенский, В. Я. Брюсов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко н другие. Сатирик-современник писал о В. А. Морозовой так: «Величественно-прекрасная жена, бойкая купчиха-фабрикантша и в то же время элегантная, просвещенная хозяйка одного из интеллигентнейших салонов в Москве; утром щелкает в конторе костяшками на счетах, вечером — извлекает теми же перстами волшебные шопеновские мелодии, беседует о теории Карла Маркса и зачитывается новейшими философами и публицистами». В 1905 году Морозова предоставила свой особняк лекторской группе МК РСДРП. Здесь читали лекции И. И. Скворцов-Степанов, Μ. Н. Покровский и другие большевики.

В советское время в доме помещались различные учреждения: Институт социальной гигиены, Международный аграрный институт, возглавляемый болгарским коммунистом Василом Коларовым, Комиссия партийного контроля при ЦК КПСС. В 1959 году здание передано Союзу обществ друл^бы и культурных связей с зарубежными странами.

Соседнее владение (№ 16) В. А. Морозова подарила своему младшему сыну, для которого архитектор В. А. Мазырин в 1899 году построил причудливый, мавританского стиля особняк, частично скопированный с португальского замка Синтра. Картину строительства этого «глупого, ненужного дворца какому-то глупому и ненужному человеку» гневно нарисовал Л. Н. Толстой в XII главе второй части романа «Воскресение». После Октябрьской революции «испанский замок», как называли его москвичи, был занят анархистами, но в апреле 1918 года отряды ВЧК выбили их отсюда. Этот период ярко описан в одной из глав повести К. Паустовского «Начало неведомого века». В мае 1918 года дом перешел к Пролеткульту. Здесь бывали М. В. Фрунзе,

B. Я. Брюсов, А. В. Луначарский, несколько раз выступал на диспутах В. В. Маяковский, приходил

C. А. Есенин и многие другие видные деятели культуры первых лет революции, ставили спектакли С. М. Эйзенштейн и В. Э. Мейерхольд. С 1928 по 1952 год в особняке пребывали различные дипломатические представительства, с 1954 по 1958 год находилось Всесоюзное общество культурной связи с заграницей (ВОКС), а 31 марта 1959 года открылся Дом дружбы с народами зарубежных стран — важный культурный центр, ведущий активную работу по развитию и укреплению международных контактов.

Дом № 18, построенный вскоре после пожара Москвы 1812 года, интересен сочетанием форм позднего классицизма с прихотливым декором стиля барокко. Дугообразная дворовая часть здания — еще допожарного происхождения.

За ним — Калашный переулок, где до XVII века жили пекари, снабжавшие царский двор калачами.

Еще два с половиной десятилетия назад Воздвиженка от Калашного переулка круто поворачивала влево и, проходя мимо кинотеатра «Художественный», вливалась в Арбат. Теперь же она прямо переходит в Новый Арбат.