Карта сайта

Дом № 11 — неприметный двухэтажный флигелек ...

Дом № 11 — неприметный двухэтажный флигелек, построенный в 1811 году, но получивший современное оформление фасада в 1878 году. С 1825 по 1832 год здесь находились квартира и мастерская В. А. Тропн-нина, где он, в частности, написал знаменитый портрет А. С. Пушкина. Рядом, под № 13,— остатки богатой дворянской усадьбы 1830-х годов. В середине прошлого века она принадлежала вдове героя Отечественной войны 1812 года генерала Д. С. Дохтурова. Здесь проходило детство выдающегося русского химика В. Ф. Лугинина (1834—1911); по возвращении из сибирской ссылки в доме в 1856 году жил декабрист С. П. Трубецкой. В 1920-х годах одну из квартир снимал видный театральный художник В. Ф. Рындин. Бесчисленные перестройки и пристройки начисто стерли первоначальный ампирный облик главного дома, который некогда украшали колонны. В 1968 году здание переделано в левой своей части, где парадный вход и холл. С 1958 года здесь работает Дом культуры и техники Главмоспром-стройматериалов, особо прославившийся своей художественной самодеятельностью.

На следующем участке, за проездом, до 1931 года высился исполинский храм Христа Спасителя, воздвигнутый в 1839—1883 годах по проекту К. А. Тона как памятник победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и в войнах 1813—1814 годов. Храм был украшением не только Волхонки и окружающего района, но и всей Москвы. Его главный золоченый купол можно было увидеть даже на ближних подъездах к городу. Храм вмещал' 7200 человек, по высоте — 103 метра — в нем могла поместиться колокольня «Иван Великий». В наружной и внутренней отделке храма принимали участие виднейшие русские художники и скульпторы. К открытию храма Чайковский написал свою торжественную увертюру «1812 год».

Уникальное сооружение стало одной из жертв вандализма сталинской эпохи. В конце 1931 года храм взорвали, чтобы на этом месте воздвигнуть Дворец Советов, строительство которого началось в 1935 году, но было прервано войной и более не возобновлялось.

Отрытый котлован был использован для сооружения ставшего популярным у москвичей плавательного бассейна «Москва», который вступил в действие в 1960 году (архитектор Д. Н. Чечулин). Его диаметр более 130 метров, максимальная глубина — 6 метров, вместимость до 2 тысяч человек.

Теперь осмотрим правую сторону Волхонки. Исключая начальный заурядный пятиэтажный дом, стоящий с 1913 года, застройка улицы до угла с улицей Маршала Шапошникова представляет собой хорошо сохранившийся ансамбль зданий конца XVIII — начала XIX века, впечатляющий своей некрикливой красотой и тонкой гармонией. Так выглядела Волхонка и в пушкинские времена. Особенно хорош дом с колоннами против Ленивки, поставленный таким образом, чтобы радовать взоры едущих со стороны старого Каменного моста. Очень изящна ротонда на втором этаже угловой части дома № 10. В предреволюционное время эти строения были сильно испорчены устроенными в них лавками с аляповатыми вывесками.

В 1817 году в боковом флигеле дома № 6 располагалась театральная школа; в доме № 8 в 1802 году родился декабрист А. Е. Ринкевич, а в начале 1890-х годов помещалось Общество искусства и литературы, во главе которого стояли Г. Н. Федотова и К. С. Станиславский. В 1920-х годах в этом же доме находилась АХРР — Ассоциация художников революционной России. Во дворе этого дома сохранились палаты XVII века.

В доме № 10 в 1847 году останавливался Н. Г. Чернышевский, а в 1920-х годах жил П. А. Бляхин — автор повести «Красные дьяволята», по которой поставлен одноименный фильм.

Эти старинныё~~дома в настоящее время реставрируются и будут использованы для показа ценностей Музея изобразительных искусств, из которых — из-за тесноты главного здания — экспонируется лишь очень небольшая доля. В перспективе под «музейный городок» будет, отдан весь прилегающий квартал вплоть до Знаменки.

Следующий квартал занимает строгое, классических форм здание, известное миллионам людей: Государственный музей изобразительных искусств, с 1937 года носящий имя Пушкина. Он строился на частные средства в 1898—1912 годах по проекту архитектора Р. И. Клейна и по плану его организатора искусствоведа И. В. Цветаева. Оба эти имени запечатлены на гранитных досках у входа. По количеству и ценности собранных здесь оригиналов и копий произведений мирового искусства, значительно пополненных в советское время, музей стоит на втором месте в СССР, после ленинградского Эрмитажа. 1 мая 1920 года открывшуюся здесь выставку эскизов памятника «Освобожденный труд» посетил В. И. Ленин, о чем напоминает установленная перед фасадом стела.