Карта сайта

В 1987 году закончилась реконструкция Павелецкого ...

В 1987 году закончилась реконструкция Павелецкого вокзала, он увеличился втрое. При этом архитекторы во главе с А. Б. Гурковым приняли смелое и оригинальное решение. Они не заменили старое здание новым гигантским объемом, который нарушил бы привычный старомосковский облик площади. Старое здание вокзала осталось на прежнем месте, образуя левое крыло нового. С другой стороны, в виде правого крыла, построено аналогичное здание. Оба крыла объединяет вновь построенный корпус с главным входом. Этот корпус стал доминантой и осью симметрии всего ансамбля. Крыши вокзала сделаны из анодированного под золото алюминия. Перед вокзалом протянулся асимметричный сквер, образующий как бы зеленую границу между шумным Садовым кольцом и спокойным величием нового вокзального ансамбля. В центре сквера — памятный знак из красного гранита, посвященный В. И. Ленину.

Наземный павильон станции метро «Павелецкая» Горьковско-Замоскворецкой линии открыт 20 ноября 1943 года, в самый разгар Великой Отечественной войны. Строители павильона — архитекторы А. Н. Душкин и Н. С. Князев оформили его на актуальнейшую в то время тему «Страна — фронту». Это сделало станцию своеобразным памятником героической эпохе борьбы советского народа с немецко-фашистскими захватчиками. Павильон станции метро вкомпонован в объем нового вокзала.

Правая сторона Зацепского вала начинается тремя девятиэтажными жилыми корпусами, поставленными уступами; их связывают одноэтажные пристройки с магазинами — архитектурное решение, характерное для 1960-х годов.

В квартале между узкой Татарской улицей (она вела в Татарскую слободу) и улицей Бахрушина выделяется своими причудливыми формами и живописной расцветкой дом № 12. Это широко известный Государственный театральный музей имени А. А. Бахрушина, богатейшее собрание экспонатов, характеризующих историю русского театральпого искусства. Особняк построен в 1896 году по проекту К. К. Гиппиуса, одобренному заказчиком А. А. Бахрушиным, фабрикантом-меценатом, который основал собрание и передал его в 1913 году в дар Академии наук. В 1918 году музею было присвоено имя А. А. Бахрушина, сам он пожизненно, т. е. до 1929 года, служил в нем директором. Ныне музей, постоянно пополняемый, содержит более миллиона экспонатов.

Рядом проходит улица, исстари именовавшаяся Лужниковской,— название говорит о том, что местность была луговой, низкой и сырой. В 1969 году улица стала носить имя А. А. Бахрушина.

Реликтом старого Садового кольца остался одноэтажный, под № 14, домик с мезонином, насчитывающий более полутораста лет. Гораздо более молод, но зато и менее интересен соседний первоначально трехэтажный дом № 16, надстроенный уже в советское время двумя этажами.

Завершает правую линию улицы массивный дом № 18, воздвигнутый в 1949 году по проекту Н. Я. Колли и И. И. Кастеля. В левой его части расположен обработанный арками вход в станцию метро «Павелецкая» Кольцевой линии (открыта 1 января 1950 г.). Станция метро, построенная теми же архитекторами, превратила угол с Новокузнецкой улицей в самое оживленное, заполненное пешеходами место Зацепского вала.