Карта сайта

ЗАЦЕПСКИЙ ВАЛ

Зацепа — колоритное старомосковское название, существующее уже три века. В петровские времена здесь проходила таможенная граница Москвы, где проверяли возы с кладью. Власти следили за тем, чтобы торговцы пе провозили в город товары, не оплаченные пошлиной илп вовсе не дозволенные (например, спиртные напитки). Для этого вдоль улицы протянули железную цепь, оставив узкий проезд. Местность по ту сторону цепи, т. е. за пределами Земляного вала, стали называть Зацепой. По другому толкованию, таможенники в целях обнаружения контрабанды прощупывали возы с сеном длинными заостренными шестами — щупали, иначе говоря, «зацепляли» подозрительные возы, отсюда и Зацепа. Так пли иначе имя улицы напоминает о существовавшем здесь, на пересечении с нынешней Новокузнецкой улицей, проезде через Земляной вал, возле которого была устроена таможенная застава.

Отсюда и участок вала около Зацепы называли Зацепским валом. Образовалась же улица после срытия вала в 1820-х годах. Ныне она тянется от Малого Краснохолмского моста до Новокузнецкой улицы. Длина ее — около полукилометра. В прошлом веке название Зацепский вал нередко распространялось и па нынешнюю Валовую улицу, и наоборот: Зацепский вал подчас именовался Валовой. Только к началу XX века обе улицы окончательно закрепились в нынешних границах.

Местность справа от Зацепского вала в допетровские времена была занята татарскими слободами, слева — слободой кожевников. До наших дней некоторые· улицы сохранили соответствующие названия. В 1812 году стоявшие по обе стороны вала деревянные строения сгорели. Улица нередко затоплялась паводками. «Сторона глухая, люди тёмные» —так характеризует этот район Бальзаминова в комедии А. Н. Островского «Праздничный сон до обеда».

Переломным моментом в истории неказистой и тихой улицы стала постройка в 1899—1900-х годах нынешнего Павелецкого вокзала, названного так потому, что первоначально железнодорожная линия заканчивалась у маленького городка Павелец-Тульский (ныне Рязанской области). Перед вокзалом была разбита небольшая площадь со сквером. Квартал справа от привокзальной площади занимал обширный Зацепский рынок, для которого в начале 1930-х годов построили крытые деревянные помещения. В 1941 году рынок сгорел.

Открытие вокзала, вскоре связавшего Москву с Саратовом и остальным Средним Поволжьем (вокзал долгое время назывался Саратовским), сделало улицу оживленной и способствовало ее застройке и благоустройству. На месте деревянных домов выросли кирпичные, с гостиницами, лавками, трактирами. Место стало бойким, земля резко вздорожала.

Однако наиболее радикальные перемены улица пережила после Великого Октября, в особенности же в первое десятилетие после Великой Отечественной войны.

Дом оригинальной конструкции (№ 1), с ленточными окнами, стоящий на углу со Шлюзовой набережной,— первенец советской эпохи. Назначение его тоже показательно: это один из первых многоэтажных гаражей столицы, построенный для автобазы Наркомтяжпрома в 1933 году.

Следующий жилой комплекс (№ 5) образован в результате надстройки двух стоявших здесь старых кирпичных строений и заполнения разрыва между ними. Строительство началось в 1940 году (автор проекта Н. И. Транквилицкий), закончилось в послевоенные годы, когда фасады получили довольно пышный декор в духе ренессанса. Угловая секция ныне образует левый фланг просторной ЛЕНИНСКОЙ ПЛОЩАДИ.

Эта площадь, до войны именовавшаяся Саратовской, поначалу была небольшой и располагалась в глубине квартала строений слева от Зацепского вала. От вала к ней вел короткий Саратовский (ныне Ленинский) проезд. В 1947 году площадь была расширена за счет стоявших около вокзала мелких строений, напротив вокзала разбили сквер. Однако самая коренная реконструкция площади началась в 1970 году и продолжается по сей день. Ныне площадь занимает уже в длину более половины протяженности Зацепского вала и стала крупнейшей на всем Садовом кольце. Главную роль в ней продолжает играть вокзал, ныне расширенный и обновленный.

Не будучи архитектурным памятником, старое здание вокзала является исторической достопримечательностью. Имено сюда 23 января 1924 года со станции Герасимовская (ныне Ленинская) прибыл траурный поезд, доставивший в столицу гроб с телом В. И. Ленина. В 1938 году слева от вокзала по проекту В. А. Маркина был сооружен павильон-музей, где установили паровоз и вагон, в котором перевезено в Москву тело Владимира Ильича. Поэтому площадь названа Ленинской. В апреле 1980 года был открыт новый павильон-музей (архитектор Л. Ю. Гончар).