Карта сайта

БОЛЬШОЙ КРАСНОХОЛМСКИЙ МОСТ И НИЖНЯЯ КРАСНОХОЛМСКАЯ УЛИЦА

Нынешний грандиозный Большой Краснохолмский мост унаследовал название от своего предшественника, стоявшего несколько ниже но течению, в конце Народной улицы. Старый мост, 1872 года постройки, в целях экономии средств пересекал Москву-реку под прямым углом, нарушая геометрическую округленность кольца Садовых, и проходил на одном уровне с обеими москворецкими набережными.

Новый мост, открытый в 1938 году, пересекает реку под углом 55 градусов, точно совпадая с примыкающими дугами Садового кольца. К нему ведут железобетонные эстакады, внутри которых помещаются гаражи и авторемонтные мастерские. Главный пролет моста, находящийся над водой, достигает длины 168 метров, его ширина — 40 метров (ширина старого моста равнялась 16 метрам), т. е. равна ширине Садового кольца. Общая длина моста с подходами — 725,5 метра. И в наши дни не столь уже молодой мост производит впечатление могучего, вполне современного сооружения. Его авторы — инженер В. М. Вахуркин и архитектор В. Д. Кокорин.

Почему же мост назван Краснохолмским? Дело в том, что холм, ныне именуемый Таганским, в старину назывался Красным, т. е. красивым. И впрямь, наверное, был красив высокий холм, горделиво высившийся над рекой, сквозь зелень которого просматривались главы сохранившихся до наших дней храмов Николы на Болвановке и Успения в Гончарах (около станции метро «Таганская»-кольцевая).

Кварталы справа расположены террасами на крутом берегу между улицей Володарского (бывшие улицы Гончарная и Швивая горка) н Гончарной набережной. Здесь некогда находилась слобода гончаров, прославившихся изготовлением не только красочной посуды, но и великолепных изразцов и иных керамических украшений.

К надземной части моста, справа, примыкает Гончарный проезд, плотно застроенный многоэтажными жилыми корпусами. Из них наиболее интересен в архитектурном отношении угловой (№ 3 по Гончарной набережной), выделяющийся треугольными в плаве эркерами. Он сдан в эксплуатацию в 1964 году.

Между улицей Володарского и 2-м Гончарным переулком к 1989 году вырос импозантный жилой дом, богатый пластикой, закругленными линиями, игрой светотеней (архитектор Л. Н. Павлов).

С моста открывается незабываемая панорама: справа — громада высотного дома в Котельниках, корпуса бывшего Воспитательного дома, гостиницы «Россия»; слева — излучина Москвы-реки с живописным Новоспасским монастырем, одной из древнейших «сторожей» столицы.

За мостом проходит Нижняя Краснохолмская улица, с которой берет начало замоскворецкая дуга Садового кольца. Эта короткая, длиной не более 150 метров, улица заканчивается у Садовнической набережной Водоотводного канала. С высоты моста хорошо виден 8-этажный многоквартирный дом, построенный для работников речного флота в 1960 году по проекту В. А. Асеева. Вплотную к нему примыкает архитектурный образец другой эпохи — длинный пятиэтажный жилой дом, сооруженный в 1929 году (архитектор К. С. Разумов). Здание не блещет художественными достоинствами, но стоит присмотреться к нему с вниманием и уважением: это — дом-путешественник. Он оказался на трассе запроектированного нового Большого Краснохолмского моста и в 1937 году был передвинут в глубь квартала, причем не параллельно к первоначальному месту, а под углом. Таким образом, освободилось пространство н для эстакады, и для широкого проезда рядом с ней. Этим корпусом кончается выходящая на Нижнюю Краснохолмскую улица, названная в 1939 году именем отважной советской летчицы Полины Осипенко, пилота самолета «Родина», совершившего в 1938 году беспосадочный перелет от Москвы до района города Комсомольска-на-Амуре. Ранее улица и вся местность назывались Садовниками, по находившейся здесь дворцовой слободе садовников, обслуживавших царские сады.

По другую сторону улицы Осипепко — корпуса Краснохолмского камвольного комбината. Это крупное предприятие, производящее шерстяные камвольные ткани, было основано еще в 1863 году. Оно славилось революционными выступлениями, на нем часто происходили забастовки и митинги, а в 1917 году была образована рабочая дружина. В 1963 году комбинат отмечен орденом Трудового Красного Знамени.

Левую сторону улицы занимает приземистое здание городских прачечных, построенное в 1887—1889 годах по проекту В. Г. Залесского. Тогда это были самые крупные и совершенные прачечные Москвы.

Продолжением Нижней Краснохолмской улицы служит Малый Краснохолмский мост, ныне составляющий с Большим Краснохолмским мостом единый комплекс. Он построен в том же 1938 году (инженер В. А. Пащенко, архитектор В. Д. Кокорин). Его длина с подходами 70 метров, ширина — 40 метров. Мост переброшен через Водоотводный канал, прорытый в 1783—1786 годах по старице Москвы-реки с целью забора излишков воды во время половодий.