Карта сайта

ТАГАНСКАЯ ПЛОЩАДЬ

Она венчает один из семи холмов, на которых, по древнему преданию, покоится Москва. Холм образован высоким водоразделом между Москвой-рекой и Яузой. В конце XVI века, при Борисе Годунове, здесь построили Таганские ворота, которые прорезали земляной вал, опоясавший к тому времени город. Ворота были названы Таганскими по дворцовой Таганной, или Таганской, слободе, где жили ремесленники, изготовлявшие таганы — треножные чугунные подставки для котлов походных кухонь. В те времена Руси часто приходилось отражать нападения иноземных захватчиков — заказы на таганы не иссякали. За Земляным валом от Таганских ворот веером расходились дороги к ближним монастырям и городам, расположенным к востоку, юго-востоку и югу от столицы,— Владимиру, Нижнему Новгороду, Рязани, Коломне и др. Естественно, здесь всегда было много приезжих, и образовался рынок, где торговали преимущественно съестными припасами.

Таганская площадь с ее деревянными домишками и лавками часто горела, но мгновенно отстраивалась заново. После самого опустошительного пожара 1812 года площадь стала застраиваться по новому плану, на сей раз уже преимущественно каменными зданиями. Середину ее заняли торговые ряды, простоявшие до самого 1963 года.

В XIX веке Таганка наряду с Замоскворечьем стала твердыней московского купечества, даже само ее название зазвучало символически. В романе «Мещане» А. Ф. Писемский писал: «Великие мыслители иссушили свои тяжеловесные мозги, чтобы дать миру новые открытия, а Таганка, эксплуатируя эти открытия и обсчитывая при этом работника, зашибала и тут себе копейку...»

«Таганка,— писал в 1900-х годах знаток московского быта П. И. Богатырев,— представляла из себя большой богатый рынок, мало чем уступавший известным московским рынкам — Немецкому и Смоленскому и далеко превосходивший все остальные. Тут были богатые мясные, мучные и колониальные лавки, где можно было найти все, что могло удовлетворить самый тонкий гастрономический вкус. Народ кругом жил богатый, видавший виды, водивший торговлю с иноземцами и перенимавший у них внешнюю «образованность»... Над Таганкой смеялись в комедиях, и в юмористических журналах, и даже в песенках. А в Таганке жили-поживали да денежки наживали и втихомолку посмеивались над своими «надсмешниками».

К концу XIX века район за Таганкой из торговоремесленного превратился в индустриальный, стал заселяться рабочим классом и вскоре после Великого Октября по праву получил название Пролетарского: рабочие его сыграли важную роль во всех трех революциях.

Таганская площадь стала центром этого района. Она помнит бурные митинги и перестрелки 1905 года, забастовки и демонстрации. В октябре 1917 года отряды Красной гвардии шли через площадь к центру на штурм бастионов контрреволюции.

Таганка оказалась первым районом Москвы, с которым ознакомился В. И. Ленин после переезда Советского правительства в новую столицу. В. Д. Бонч-Бруевич писал: «На другой день после нашего приезда Москва сияла солнцем. Пахло весной, все таяло. Владимиру Ильичу захотелось посмотреть Москву, и мы поехали куда-то в Таганку... Владимир Ильич внимательно и с видимым удовольствием рассматривал старинный город, в котором он давно не бывал и в котором суждено было ему... создавать рабочее государство...»

Вскоре после Великой Победы 1945 года облик Таганской площади начал разительно меняться. 1 января 1950 года на углу с Верхней Радищевской улицей открылся павильон станции метро «Таганская» (архитекторы А. А. Медведев и К. С. Рыжков), выделяющийся крупными рустами, тремя мощными арками и балюстрадой на крыше. В этот день открылось движение по Кольцевой линии метро от Курского вокзала через Замоскворечье до Крымской площади. Тоннели идут под Садовым кольцом, дважды проходя под дном Москвы-реки и один раз под дном Яузы. В 1962—1963 годах под Таганской площадью проложили транспортный тоннель длиной 600 метров, вступивший в строй в октябрьские праздники 1963 года. С северной стороны тоннель непосредственно переходит в Ульяновскую эстакаду, с южной — в Большой Краснохолмский мост. Все эти грандиозные соорун?ения слились в единую систему, позволившую решить давнюю проблему развязки сложнейшего транспортного узла.